Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек устроен так, что воспринимает около 80% информации благодаря зрению и лучше запоминает увиденное. Поэтому скрайбинг является необходимым условием для того, чтобы ваше выступление надолго запомнилось публике. Ведь скрайбинг — это не что иное, как использование рисунков и схем во время проведения совещаний, лекций и других рабочих моментов.
Диковинное слово пришло из английского языка (scribe) и переводится как переписчик, писец. У слова есть и такое значение, как размечать, ставить метки. Умельца, ведущего презентации с помощью зарисовок, называют скрайбером, а творение его рук — скрайбом. Мыслить образами — это про скрайбинг. Вспомните, какие уроки в школе или лекции в институте вам нравились больше всего? Конечно, сухие и монотонные потоки речи, под которые так сладко спится, пройдут мимо ушей и не вспомнятся на ближайшей контрольной. Зато рассказ преподавателя, полный примеров из жизни, да еще подкрепленный схемами и рисунками на доске, вызовет, как минимум, интерес к самому преподавателю, а как максимум, к его предмету.
Скрайбер — это развивающаяся профессия, которая завоевывает поклонников по всему свету. Информационная деятельность нашла себе верных союзников в лице скрайберов, которые умеют простым способом донести даже очень сложную информацию до слушателей.
Графические презентации помогают слушателям лучше усваивать информацию, меньше отвлекаться и не выпадать из общего процесса. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Есть и вариант предварительной заготовки необходимых рисунков перед презентацией и умелого их использования во время выступления. В современном обучении и ведении бизнес-проектов уже начинают активно использовать скрайбинг, часто даже не зная этого слова. А вообще скрайбинг стихийно зародился в США, когда в дизайнерских компаниях люди, для которых проще что-то нарисовать, чем долго и нудно объяснять, стали использовать в выступлениях схемы, иллюстрации, значки. Это было необычно, занимательно и одновременно просто! И результаты не заставили себя долго ждать.
Рисунки во время проведения презентации, словно маленькие маячки, будут привлекать внимание аудитории и помогут ей запомнить ключевые моменты речи. Язык иллюстрации понятен всем: листая иностранный журнал, вы, скорее всего, догадаетесь, о чем идет речь в его статьях, благодаря изображениям. Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. При этом скрайберу вовсе не обязательно быть высококлассным художником. Достаточно использовать известные символы и образы, тем самым подкрепляя свою речь тем, что уже знакомо публике. А, как известно, внимание людей привлекает то, о чем они уже слышали или что они видели раньше. Все используемые на встрече или совещании материалы можно подготовить заранее. Просто следует хорошенько продумать, какие схемы, знаки будут понятны вашей аудитории.
Хорошему скрайберу неплохо бы научиться работать с различными видами схем. Тут подойдут и стандартные графики, и диаграммы, и таблицы. Важно, чтобы все нарисованное не было похоже на безумные заметки неистово работающего ученого. Схемы, рисунки должны соединяться в общий визуальный образ, существовать не по отдельности, а объединенно. Только не слишком увлекайтесь рисованием, иначе, в очередной раз обернувшись от испещренной схемами доски, вы увидите перед собой пустую аудиторию. Рисунок — это способ донести информацию, но он — помощник, а не хозяин вашего устного выступления. И еще не затягивайте со временем, потому что даже самый прилежный слушатель не сможет долго концентрировать свое внимание на вас. Если в конце встречи люди поняли идею, с которой вы пришли выступать, значит, дело сделано! Скрайбинг помогает быстро и увлекательно преподнести информацию ее непосредственным получателям. Итак, ваш скрайб может включать в себя рисунки, знаки, символы, схемы, аудио- и видеоматериалы — список можно продолжить. Главное, не запутайтесь сами в этом творческом процессе. Составьте для себя план и подумайте, насколько то, что вы собираетесь показывать и рассказывать, будет понятно окружающим.
автор: Елена Потапова