Ни для кого не секрет, что московское метро входит в список самых красивых в мире. Станции поражают своим разнообразием и качеством оформления. С метро связано множество баек, историй, легенд, можно сказать, что метро сформировало огромный пласт московской городской культуры. Сегодня мы расскажем вам о человеке, который своими руками творит историю московского метро. Герой нашей статьи — проходчик Алексей Носов, ему 29 лет, и он уверен, что, несмотря на опасность его работы, в ней есть место удовольствию и романтике.
— Алексей, расскажите, как давно вы в профессии и с чего начинали?
— Проходчиком я стал недавно, а раньше трудился на монолитных работах. Работаю в подразделении ОАО «Мосметрострой» «СМУ № 1 Метростроя» (Строительно-монтажное управление) с 2006 года, а в позапрошлом году я впервые был переведен в Управление механизации, которое тогда выполняло подрядные работы по проходке наклонного хода с помощью механизированного комплекса. В Управлении меня назначили начальником участка.
Моя история так сложилась, что в СМУ № 1 я пришел инженером производственного отдела, через некоторое время стал ведущим инженером, а в 2008 году меня назначили начальником участка монолитных работ. Я работал на реконструкции станций «Белорусская», выполнял работы в вестибюле № 1 на станции «Мякинино», мы построили два вестибюля и наклонный ход на станции «Марьина роща». После этого я был переведен в Управление механизации начальником участка, опять же горнопроходческого. Если рассматривать мои профессиональные обязанности, то я выступаю, так сказать, куратором объектов. Но не подумайте, что моя работа — это сплошь канцелярские дела, напротив, я всегда нахожусь в контакте с людьми. То есть первая половина моего рабочего дня проходит в офисе, а после обеда я приезжаю на объект, где приступаю к руководству строительными работами, к координации действий сотрудников. Общаюсь как с начальниками бригад, так и с самими рабочими.
— А если поподробнее, то чем вы занимаетесь в данный момент?
— В данный момент мы сооружаем выездные тоннели ветки депо, которое в дальнейшем будет использоваться для отстоя составов метрополитена, для ремонтных и регламентных работ. Сейчас прокладываем соединительную ветку между перегонными тоннелями метро и депо. В скором будущем здесь будет много ангаров, куда будут заходить поезда на мойку, ремонтные и регламентные работы и т.д.
— Как будет называться новое депо?
— «Лихоборы». Ближайшая ветка метро от депо — Люблинско-Дмитровская линия, это продолжение от станции «Марьина роща» и конечной, к моменту окончания строительства, будет станция «Селигерская», на которой мы сейчас также ведем работы.
— В каком году закончатся работы и будет сдан объект?
— По планам Правительства города Москвы, строительство должно быть закончено к концу 2015 — началу 2016 годов, и на севере Москвы появятся шесть новых станций.
— Расскажите поподробнее о своих прежних работах. К примеру, вы упоминали, что работали над станцией «Белорусская».
— Когда-то на Белорусской площади было запланировано строительство большого подземного торгового комплекса. Для его сооружения над станцией необходимо было сделать большую развязку, а нам поручили перенос вентиляционных коммуникаций. Однако, к сожалению, из-за прекращения финансирования эти работы были приостановлены, мы их выполнили приблизительно на две трети, после чего строительство свернули.
— А вы всегда хотели работать в строительстве?
— После школы я вообще поступил в МАИ на факультет «Системы управления, информатика и электроэнергетика». Проучился четыре курса, и так сложилось, что погнался за деньгами. Говорили, что неплохо зарабатывают крупье в казино, и обещали большие деньги. Все лето я проучился на курсах крупье и, на четвертом курсе института, начал работать в казино. После этого у меня начались трудности с учебой, ведь работа была ночная, поэтому пришлось брать академический отпуск. Однако из крупье я ушел быстро, так как работа не понравилась, и плюс я понял, что заработать много денег на такой работе нельзя. После казино я начал работать в строительной фирме «ДОНстрой» лаборантом, занимался бетоном — исследовал, насколько он крепкий, качество бетонных конструкций и т.п.
Но уже тогда, работая на стройке, мне приглянулась работа прораба. Я обратил внимание, как он общается с людьми, проникся спецификой прорабской работы. Как мне кажется, именно прораб — первое лицо на стройке, вся работа зависит от него. Как прораб поставит задачи перед рабочими, как он примет работу — таким и будет здание. Мне это очень понравилось. Вот так я и решил сменить профиль своей деятельности, пока был в академическом отпуске. Перешел из МАИ в МГСУ, где получил образование по профилю «Промышленное и гражданское строительство». Студентом МГСУ, я пришел работать в СМУ № 1 Московского метростроя, а став начальником участка, я решил получить второе высшее образование, там же в МГСУ, по профилю «Менеджмент в строительстве». В 2012 году я окончил этот институт второй раз, и теперь у меня два высших образования.
— Когда вы сменили работу с крупье на лаборанта, что повлияло на этот выбор? Неужели лаборант получает больше крупье?
— Нет, лаборант, к сожалению, получает меньше крупье, но мне совершенно не нравилась работа в казино. В первую очередь, я был недоволен гостями, которые приходили в казино и зачастую вели они себя очень некорректно по отношению к обслуживающему персоналу. Кроме того, финансовые надежды, которые я возлагал на эту работу, не сбылись. Да и учеба для меня была важнее, чем работа.
— Вы поменяли сферу деятельности на строительную, потому что вас к этому тянуло или были какие-то другие причины?
— По большей части я так сделал потому, что почувствовал, что это мое, что мне интересно в строительстве. Даже сейчас, нисколько не кривя душой, могу сказать, что работаю не за деньги, а ради удовольствия. В строительстве ведь постоянно сталкиваешься с чем-то новым. Если взять, к примеру, гражданское и промышленное строительство, то там здания все-таки весьма похожи друг на друга, но в метро такого нет, тут все объекты уникальные и к каждому нужно искать новый подход. Под уникальностью я подразумеваю как внешний вид, так и процесс строительства. Так или иначе, но в процессе постройки объекта метро все начинается с задумки архитектора, который задает вид будущей станции, а конструкторы высчитывают, как это можно сделать, подстроить под имеющиеся условия. В зависимости от сложности в новых объектах воплощаются новые конструкции.
— То есть, можно сказать, что ваше желание стать прорабом осуществилась, ведь, как я понимаю, профессии прораба и проходчика имеют много общего?
— Совершенно верно, моя работа схожа с работой прораба, но помимо прочего я выполняю и другие функции — работаю с проектными институтами, ведь очень часто в наше время проектная работа идет уже в процессе строительства. Таким образом, возникают наглядность и взаимодействие с проектировщиками, мы можем их подкорректировать, согласовать новые детали. Часто появляется возможность самому поучаствовать в таком проектировании.
— Я понял, что вы очень любите свою работу, но расскажите о своих личных увлечениях. Чем вы занимаетесь вне работы?
— В зимний период я люблю покататься на сноуборде. Стараюсь не упускать возможность, если выпадает свободное время. Очень хочется покататься за рубежом, но пока что ограничиваюсь подмосковными базами, например, в Яхроме. А еще я очень люблю путешествовать, в основном, это дальние поездки. Очень нравится путешествовать в Азии, где уже успел побывать в нескольких странах. Путешествуем с женой, но не по готовым путевкам, а предварительно снимаем отель, покупаем билеты и составляем маршрут сами.
— Вы женаты?
— Я женат, и есть дочка, которой недавно исполнился годик.
— Сколько вы зарабатываете?
— Свыше 100 тысяч рублей.
— А насколько опасна ваша работа?
— Доля опасности, разумеется, есть, всякое бывает. Наша организация проводит взрывные работы, работаем под землей. Были случаи страшные, но, слава богу, не со мной и не с моими ребятами. Главное в нашей профессии — соблюдать технику безопасности и быть бдительным.
— Много ли в вашей организации работает молодых кадров?
— Когда я работал в Управлении механизации Мосметростроя, я видел очень много молодежи, которая приходила на работу, причем подавляющее большинство — специалисты с высшим образованием. Многие до сих пор работают в этой организации. Кроме того, добавлю, что для привлечения молодежи в рабочие профессии нужно проводить серьезную работу со студентами в институте, знакомить их с производством и т.п. Считаю, что молодежь боится физической работы. Студенты, учась в институте основам профессии, наверное, представляют себе, что в дальнейшем будут махать киркой по 12 часов в день, но на практике такого, разумеется, нет. Прогресс не стоит на месте, тем более в Москве, и многие организации стараются использовать в производстве как можно больше инновационных механизмов. К примеру, на нашем производстве раньше человек мог работать при создании тоннеля только отбойным молотком, а сейчас есть комбайны, где сидит оператор с пультом и делает ту же работу. Но чтобы управлять этим комбайном недостаточно просто прийти с улицы, нужно иметь какие-то определенные навыки, а зачастую и высшее образование.
— Что вы могли бы сказать молодежи о рабочих профессиях? Как можно привлечь молодые кадры на стройку?
— Многие стыдятся быть рабочим, но это неправильно. Когда я работал лаборантом и стоял летом на улице в рабочей робе, а мимо проходили красивые девушки, меня тоже это немного смущало, но потом я оставил это в стороне и перестал обращать внимание. Понимаете, я не люблю офисную работу, потому что считаю, что она монотонная и не имеет романтики. Сплошные бумаги, бумаги, бумаги… То ли дело работа на строительстве метро, она имеет романтику, шарм. Далеко не всегда все идет гладко, бывают разные моменты и проблемы. Я считаю, что человеку, работающему на стройке, всегда есть что рассказать друзьям, которые сидят в скучном офисе. Человек, работающий в офисе, смотрит в Интернете разные смешные или жуткие видео со стройки, а я вижу это своими глазами. Я считаю, что именно здесь протекает настоящая жизнь, а не в офисе.
— Какие качества должен иметь проходчик, чтобы добиться успеха?
В первую очередь, он должен быть целеустремленным. Должен четко видеть цель и идти к ней. Также он должен быть коммуникабельным, все коллеги, которых я знаю, — это веселые и открытые люди.
интервью подготовил Антон Шамарин
«Компания «АРТерия» по заказу канала «Санкт-Петербург» готовит к выпуску в эфир телевизионную программу «Новая жизнь» в которой люди, мечтающие кардинально изменить свою жизнь, смогут попробовать себя в совершенно новой для себя профессии. Например, работает человек менеджером, а всегда мечтал работать с детьми. Или работает барышня пиарщицей, но мечтает стать шеф-поваром.
Многие ощущают, что занимаются не своим делом, годами размышляют о смене работы, но не решаются на смелый шаг. Нас интересуют такие истории. Мы организуем встречи со специалистами в области, которая интересует нашего героя, продумаем для него тренинги, дадим возможность попробовать. Если Вы недавно сменили профессию и хотите поделиться вашим опытом — Вы также наш герой!
Всех заинтересованных мы просим снять короткий рассказ о себе (на телефон, компьютер, качество не имеет никакого значения); расскажите нам о вашем опыте, ваших интересах и о чем вы мечтаете!
TvprojectNewLife@gmail.com