Какие вопросы необходимо задать будущему работодателю на собеседовании, чтобы потом не встретить трудностей при вхождении в должность и в процессе адаптации в компании?
Каждый из нас твердо знает, что «договариваться надо на берегу». Все эксперты (и я в том числе) на тренингах, в статьях и наставлениях в один голос говорят о том, что тщательное выяснение всех тонкостей и особенностей договора — залог взаимовыгодного и продолжительного сотрудничества.
Но говорить — это одно, а уметь делать — совсем другое!
Много раз я устраивался на работу и в нужный момент забывал задать все необходимые и важные вопросы. В результате вхождение в должность и адаптация в компании длились дольше, чем хотелось бы и мне, и компании. Бывало и так, что не оговоренные вовремя нюансы приводили к преждевременному разрыву отношений, что опять же не было на пользу ни мне, ни работодателю. И я уверен, что это не только моя проблема. Ровно с той же ситуацией сталкиваются менеджеры по работе с персоналом. Хотя, казалось бы, они-то уж должны по роду своей деятельности в совершенстве владеть навыком выяснения всех особенностей будущего трудоустройства.
Поэтому я решил поступить как настоящий консультант, то есть сесть и заранее подготовить методичку о том, какие именно вопросы и как необходимо задать будущему работодателю, чтобы быть твердо уверенным, что это работа для меня и что мы оба понимаем, чего хотим друг от друга. Когда я начал составлять список и структурировать его по темам, то понял, что это почти те же самые вопросы, которые нужно задавать, когда идет речь о повышении или переводе на другую позицию. И ответы на них очень желательно иметь менеджеру по персоналу, чтобы умело и бесконфликтно ввести нового человека в компанию, провести его быструю и качественную адаптацию.
Вот такой список у меня получился в результате обработки самых разных материалов.
Цели и задачи, или Ответы на вопросы «зачем?» и «что надо делать?»
Какие ставятся цели?
Какие из этих целей постоянные, какие проектные?
Как цели этой позиции (этого направления в бизнесе) связаны с общими целями компании?
В каком приоритете цели находятся относительно друг друга?
Как формулируются задачи? Какие задачи новые? Какие задачи уже находятся в стадии реализации и каково это состояние?
Что является основной ценностью и краеугольным камнем бизнеса?
Текущая ситуация и история, или Понимание, что же послужило причиной и поводом
Как развивалась компания? Какие основные вехи (сложные ситуации, прорывы) были в ее развитии?
Если это новая вакансия, то как она возникла, какие симптомы говорят о ее развитии?
Была ли эта должность ранее? Кто ее занимал, как долго? Какие перед человеком ставились задачи и были ли они решены? Почему должность стала вакантной?
Была ли указанная проблема ранее? Если да, то как и какими силами она решалась? Какие были успехи и неудачи? Где находятся материалы (и вообще ощутимые следы) с предыдущих попыток?
Можно ли поговорить с тем, кто ранее выполнял эту работу?
Культура и правила принятия решений, или Возможность представить себе, будет ли вам комфортно
Как в компании принимаются решения?
Как принято обращаться друг к другу?
Как организовано взаимодействие между подразделениями?
Как долго работают в компании руководители? Как долго работают сотрудники, с которыми надо будет взаимодействовать в первую очередь?
Какие сложились неписаные традиции общения и поведения?
Зона ответственности, полномочия и бюджет: за что вы будете нести ответственность и какие рычаги вам вручают
Какие решения будут полностью в вашей компетенции?
По каким вопросам руководитель хочет, чтобы вы советовались с ним?
По каким вопросам вы должны только информировать руководителя?
Какие решения ни в коем случае не принимать в отсутствие руководителя?
Какие отчеты будет необходимо предоставлять? Как часто? В какой форме?
Отвечаете ли вы за статьи доходов и расходов? Каковы правила по этим статьям бюджета?
Коммуникации, или Как, с кем и по каким вопросам предстоит общаться
В каком режиме предпочитает общаться ваш руководитель? Способ? Частота?
В какие коллегиальные органы вы будете входить и в каком качестве (председателя, секретаря, участника, эксперта)?
В каком режиме эти коллегиальные органы собираются, сколько рабочего времени будет занимать участие в них?
Какие правила коммуникации действуют в компании? Какие инструменты используются? Как принято регулировать возникающие конфликты?
Как часто взаимодействуют подразделения между собой? Каким способом?
Каковы правила деловой переписки внутри и вне компании?
С какими контрагентами установлены взаимоотношения? Как они организованы? Каковы особенности этих коммуникаций? Как строилась история отношений с этими контрагентами, на что сейчас важно обратить внимание?
В каком режиме (способ и частота) вам будет удобнее взаимодействовать для рабочих обсуждений и в случае сбоев в работе?
Процессы и функции, документарное обеспечение: как организована деятельность
В каких процессах вы будете принимать участие? Что самое важное в этих процессах, какие сейчас есть узкие места?
Какие функции вы будете реализовывать? В чем их особенность?
Какова технология производства/выполнения работ, есть ли необходимые регламенты?
Каковы доступные данные для анализа деятельности (например: объем и динамика продаж и производства, сезонность, запасы, оборачиваемость, прибыль и рентабельность, основные статьи затрат и т.п.)?
Какие используются ИТ-инструменты, степень автоматизации, как распределены права доступа к ИТ-ресурсам, какое дополнительное ПО необходимо?
Как организованы финансово-договорные схемы?
Есть ли ограничения по срокам действия лицензий, договоров, графикам ТО и ремонтов, обновления подписок, обязательных обучений, сертификаций, регламентных работ и т.п.?
Есть ли какие-то требования и ограничения, устанавливаемые регулирующими и надзорными органами?
Оплата труда: что вам предлагают в качестве компенсации
Размер постоянной части?
Размер переменной части?
Возможные бонусы и условия их выплаты?
Порядок расчетов при увольнении, в т.ч. размеры компенсационных выплат?
Порядок начисления и выплат (в т.ч. по срокам)?
Социальный пакет, льготы и специальные условия? Порядок их выплат?
Вверенные сотрудники: с кем придется работать
Каков кадровый состав? Краткие характеристики на сотрудников?
Какие существуют индивидуальные договоренности (по режиму работы, по оплате труда и т.п.)?
Прочие вопросы
Будет ли у вас право подписи и по каким вопросам?
Как организовано в компании обучение, развитие персонала? Как компания смотрит на собственные усилия в этой области?
Как компания смотрит на приглашение вами на необходимые вакансии своих знакомых (право на формирование команды)?
Ожидаемые результаты: чего от вас хотят
Каких результатов от вас ожидают?
Какими формальными показателями будет замеряться результат? Каким способом? Каковы значения данного показателя сейчас (и в ближайшей перспективе)?
В какие сроки?
Какое время вам готовы предоставить на адаптацию и более детальное понимание ситуации, процессов, технологии производства и выполнения работ?
Как, с точки зрения руководителя, должен выглядеть результат, который предоставляет ваше подразделение (в т.ч. в чем удобство/неудобство форматов информации, поступающей от вас)?
Вопросов получилось очень много. Более того, наверняка это не все, что необходимо узнать. Задав один вопрос, вы можете услышать развернутый рассказ, не получить в ответ ничего, или ответы будут шаблонными, ожидаемыми, слишком правильными — все это даст необходимую информацию к размышлению. Впрочем, как правильно задавать вопросы — тема отдельной статьи.
Уверен, что по каждому из перечисленных пунктов переговорить в ходе встречи не удастся, но всегда можно попросить предоставить формализованную информацию в виде документов или частично почерпнуть ее на сайте компании, из социальных сетей, от друзей и знакомых. Чем больше получится понять — тем эффективнее будет работа!
Помните: новые задачи появляются, начиная с первого дня работы, а значит, все будет по-другому!
автор: Алексей Яцына