Яркая художница и одарённый чуткий педагог Александра Кожаринова живёт и работает в городе Магнитогорске Челябинской области.
Впервые я увидела Александру в Магнитогорском госуниверситете. Она только начинала там работать. Я только поступила и никак не могла найти редкий учебник для сдачи первого экзамена. Почти ничего не зная обо мне, Александра Алексеевна отдала свой экземпляр. На целых полгода! Потом было много встреч. Пронзительная, как армянский дудук, как цыганский романс, по-моему, она всегда живёт на разрыв сердца, ничего не делает вполсилы: если плакать, то навзрыд, если смеяться, то полной грудью. И любить, и парить в своём творческом потоке. Она в этой жизни всё сама сумела сделать: и найти свой творческий путь, и прижиться в чужом городе, и сыночка воспитать…
Сегодня мы сидим с ней и пьём чай. Не на кухне — на работе, которая уже давно стала не только вторым домом, но и частью сердца. Нашу беседу прерывают бесконечные звонки на её телефон и визиты студентов, которые несут курсовые и дипломные работы. И для каждого Александра Алексеевна находит свои слова. Тут же студентки откуда-то притащили лестницу, прилаживают к стенам свои декоративные панно, вешают мобили… И в этом творческом хаосе моя собеседница чувствует себя как рыба в воде.
— Так интересно наблюдать, как вы торт распаковывали. Сразу видно — художник! Упаковку внимательно рассмотрели, отрезали картиночку. Появилась уже какая-то идея, Александра Алексеевна?
— (Смеётся) Картинка может быть полезна как творческий ход. Это изображение кружева и вязи на бумагу можно перевести. Такой светский сюжет получается. Вспомнилось сразу, как недавно мне посчастливилось сходить на спектакль «Женитьба Фигаро» в наш провинциальный театр.
— Я обратила внимание на то, что у вас на столе лежит фолиант «Художники русского театра».
— Да, сейчас мне стала ближе театральная тематика. Последние работы — на темы маскарада: маскарад жизни, лицедейство. Наткнулась недавно на Франко Дзеффирелли, ещё раз послушала его оперу. Так родилась работа «Паяцы» — это театр мимы, маски, отголоски Венеции. Кстати, мои ученики сейчас участвуют в выставке в Римини в Италии.
— Вы приехали в Магнитогорск после школы из башкирского города Кумертау. А Магнитогорск чувствуете родным?
— Да. Про Магнитку говорят: или к ней примагничивает, или, если полюс не совпадает, от него отлетаешь. Меня примагнитило.
— У вас большой опыт педагогической работы. Изменился ли ученик?
— Студенты стали более инертными. И это очень печально, потому что для того, чтобы зажглась какая-то искорка, какое-то желание, нужно просто убиться. При тех возможностях, которые сейчас есть, при том многогранном мире, можно бесконечно расти. Но им почему-то не надо этого! И от того страшно.
— Это из семьи идёт, да?
— Не могу так сказать. Я с разным кругом людей общаюсь, и хорошая семья — не показатель того, что там будут замечательные дети. Так же, как и в ужасной семье может вырасти что-то культурное. Хотя, конечно, нормы морали, правила поведения идут из семьи. У нас такая патриархальная семья, и от этого, может быть, мне сложно в жизни найти человека, который, как папа, мог бы взять ответственность на себя. (Пауза, задумывается). Получается, что всё-таки это и время другое… Почему-то сейчас проще поменять человека: ты мне не нравишься, есть гораздо лучше, есть богатство выбора. Зачем разбираться и искать компромисс? Сегодня проблемы не решаются, они заменяются. И это тоже, я считаю, — часть культуры потребления.
— Соответствует ли система обучения в современной художественной школе требованиям времени, запросам высшей школы?
— Хороший вопрос! Вот поэтому на пятом курсе обучения в художке и вводится формальная композиция, которая необходима при поступлении в вуз. Детям достаточно сложно уходить от станкового реалистического изображения. Горжусь, что в том году моя девочка Катя Безырганян на областном конкурсе в Челябинске заняла 2 место. Другая ученица Любовь Зубова стала победителем на городском конкурсе по композиции в творческом натюрморте, и на VI региональном конкурсе рисунка имени Аввакумова тоже стала первой.
— Ваши ориентиры, наставники?
— Мне очень нравятся художники Рене Магритт, Хуан Грис, Хуан Миро, Николай Тырса, Александр Дейнека, Татьяна Маврина.
— Из числа коллег кто-то повлиял?
— Конечно, повлиял тот, кто взял на дипломирование, хотя сначала он не очень хотел (смеётся)! Николай Николаевич Исаев. Это и Владимир Михайлович Белый, который вёл у нас рисунок. А ещё Александр Аркадьевич Исаев, — он преподавал у нас живопись.
— Чего хочется современному заказчику?
— Обывательские заказы — это природа-погода, и чтобы было всё фотографично и красиво. От таких заказов я отстраняюсь. Если вы обратили внимание, работаю в формальном ключе, не потому, что я в натурном не умею, мне просто это ближе.
— Почему графика, монотипия всё же стали вам ближе?
— Графика меня организует своей лаконичностью. Я занимаюсь резцовой печатной графикой. Хотелось пописать маслом — и вот мои работы «Ромашки», «Пионы». Мне говорили: «Ничего себе! Саня, чего ты маслом не пишешь?!» Я отвечаю: «Так мне как-то не очень нравится…» Зимой у меня была персональная выставка в Башкирии. Сейчас я прошла выставочный комитет и меня вяли на зональную выставку в Тюмень. Уже 2 года я участвую в международной выставке монотипии, меня приглашает организатор Арина Даур в Санкт-Петербург.
— Александра Алексеевна, в вашей жизни были встряски? Хотелось всё бросить? Может, вас кто-то покритиковал когда-то?
— Я адекватно отношусь к критике, потому что отрицательный результат — это возможность работы над ошибками. И всегда так говорю детям. Всё, что не убило, сделало сильнее. Был достаточно сложный в жизни период, результатом которого стала персональная выставка «М.Арт — Весну встречая…» совместно с Викторией Шарковой, она выпускница нашего факультета.
— Вы ведёте такой активный образ жизни, много работаете. Часто ли бываете дома и занимаетесь домашними делами?
— Готовить я очень люблю. Когда делаю уборку, мозги отдыхают, встают на место (смеётся). Как мама я занимаюсь и своим ребёнком. Артём уже закончил первый класс, перешёл во второй.
— А муза-то — это кто, что?
— Это, наверное, ощущение. Надо искать в жизни положительные моменты. Это может быть даже хороший концерт.
— О чём мечтаете?
— Я мечтаю о путешествиях, потому что считаю, что это путь к развитию, возможность отдыха и впечатлений. Мне кажется, самое ценное в жизни — это впечатления, это не перекроет никакие материальные блага, хотя, в принципе, я за комфортный отдых.
— А в работе чего хотите добиться?
— Считаю, что успех преподавателя заключается в его учениках. Я могу себя, наверное, назвать хорошим преподавателем, потому что мои детки меня радуют.
— Александра Алексеевна, спасибо за откровенность! Успехов!
автор: Ксения Фёдорова