На Театральной площади внимание москвичей и гостей столицы всегда приковывает Большой театр. Однако там же, слева от величественного здания Основной сцены, в особняке 19 века расположился Российский академический Молодежный театр, который заслуживает не меньшего внимания, чем главный театр страны.
Вечер пятницы 27 сентября мне посчастливилось провести в РАМТе. На сцене впервые в этом сезоне прошел спектакль «Чехов-GALA» по одноактным пьесам драматурга. Поскольку театр молодежный, форма подачи классических текстов захватывала: шутки в одном действии, как назвал их Чехов, не шли друг за другом, а параллельно жили в едином пространстве. «Медведь», «Юбилей», «Предложение», «Свадьба», не объединенные одним сюжетом, а параллельно развивающиеся, гармонично связывались между собой. Герои всех четырех пьес не уходили со сцены, а сменяли друг друга, рассказывая наперебой свои истории. А мы легко переключали внимание то на душераздирающее сватовство мнительного помещика Ломова, то на случай вдовушки с ямочками на щеках, вызванную на дуэль помещиком Смирновым, то на застолье со свадебным генералом, что оказался простым морским капитаном, да еще и «безобразил», то на один день в N-ском Банке, посетители которого превратили день председателя-юбиляра в настоящий кошмар. Завершающим аккордом спектакля стал монолог «О вреде табака», подчеркнувший единый замысел всего спектакля: показать жизнь – нелепую, смешную, абсурдную, трагичную, но одну единственную у всех – такую, как она есть, без прикрас.
Не могла не подкупить и работа режиссера Алексей Бородина с чеховскими тектсами. Бережное отношение к ним (никаких вольностей!) не помешало режиссеру добавить новых смыслов с помощью актерской игры и сценографии.
Чеховские комедии положений делают свое дело. Видимо, их герои одноактных пьес Чехова не сильно отличаются от наших современников, раз интерес к их историям все такой же живой, как и 100 лет назад. В зале не было свободного места, а руки потом еще долго пульсировали от продолжительных аплодисментов.
«Чехов-GALA» — это тот спектакль, с которого мне посоветовали начать знакомство с РАМТом. Выбор оказался удачным: маленькие пьесы Чехова в итоге подарили чувство чего-то важного. Из мелочей, из текстовых и сюжетных нарезок сложилась целостная большая картина русской жизни. Мы часто обращаем внимание на значимые места и события, пропуская детали. Нам нравится видеть масштабы, ведь «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». РАМТ – исключение из этого положение. К этому театру нужно подходить вплотную, заходить в зрительный зал и смотреть спектакль, чтобы увидеть нечто большое.
Татьяна Попадьева