Воскресенье 06.10.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Дмитрий Якунин: «Многие молодые кинематографисты умеют не только хорошо снимать, но и продвигать свое кино»

20. 05. 2014 2 333

Foto11

Молодежь и кино всегда были тесно взаимосвязаны, начиная с советского времени, однако сейчас российский кинематограф переживает не лучшие времена: скромное финансирование, нехватка кадров, высокая конкуренция со стороны Запада и многое другое. О проблемах молодого кино, растущей популярности короткометражных фильмов и внедрении активной молодежи в индустрию мы поговорили с директором Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрием Якуниным.

— Короткий метр — явление для России несколько странное, противоречивое и среднестатистическому жителю практически неизвестное. Как Вы можете кратко и в нескольких предложениях рассказать об этом жанре?

— На самом деле жаль, что для основной массы людей, кто смотрит и любит кино, короткий метр не так популярен. Хотя в последнее время есть тенденция заметного роста внимания к короткому метру. Чтобы познакомиться с таким кино, совсем не обязательно посещать всевозможные фестивали, покупать билеты на подобные сеансы, а можно просто открыть Интернет, зайти на любой видео-хостинг и по вашему запросу сразу же выйдет несколько удачных, а может и менее успешных примеров короткометражного кино, которые посмотрела не одна тысяча человек. Сейчас в короткометражках все чаще и чаще снимаются звезды отечественного и мирового кино: Андрей Мерзликин, Виктор Сухоруков, Владимир и Александр Носик и многие другие. Данный факт помогает молодым кинематографистам набраться опыта и поработать с известными актерами, а они, в свою очередь, пробуют себя на новой, до сего момента незнакомой площадке.

 

— В чем главное отличие короткого метра от полного?

— Как правило, короткометражное кино — это, в первую очередь, искренность режиссера, искренность съемочной группы, ведь оно снимается, в основной своей массе, за свой счет. А когда люди готовы пойти на жертвы, работают практически без гонорара, достают где-то технику, где-то реквизит, преодолевают многие препятствия, с которыми сталкиваются дебютанты, то сложно ожидать от них халтуры, неискренности, халатного отношения к съемочному процессу. Я уверен, что будущее за короткометражным кино.

 

F5

F5 (2012, реж. Тимофей Жалнин)

 

— Для начала молодые режиссеры пробуют себя в коротком метре, однако далеко не всегда переходят от него к полнометражным картинам: почему? Что им мешает?

— Согласно статистике, только 5% выпускников режиссерских факультетов творческих вузов снимают полный метр. Получается, у основной массы режиссеров нет возможности показать себя в «большом» кино. Хотя пройти огромный конкурс и поступить во ВГИК и другие подобные вузы — уже некий подвиг.

Можно понять разочарование молодых режиссеров, которые, казалось бы, зарекомендовали себя в коротком метре, завоевали кучу призов на международных и российских фестивалях, получили хорошую прессу и напутствия от мэтров нашего кино, но… С другой стороны, есть продюсеры, которые несколько опасаются дебютантов. Ведь именно продюсер несет коммерческие риски, связанные с создаваемыми фильмами, не все дебютанты понимают ту степень ответственности, которая лежит на нем при организации съемочного процесса. Тем более, в последние годы было несколько проектов, «заваленных» молодыми ребятами.

 

— И как ваш Центр решает эту проблему взаимодействия дебютантов и продюсеров?

— Мы стараемся помогать молодежи войти в серьезный творческий процесс, ведь это управление большой съемочной группой, владение огромным объемом информации, умение прислушиваться к старшим, возможность понять продюсеров и многое другое. Проводим круглые столы, юридические «ликбезы», семинары с участием молодых и профессионалов киноиндустрии. Кроме того, мы проводим питчинги дебютантов (в рамках Российских программ Московского международного кинофестиваля и накануне вручения премии «Золотой Орел»), где молодые кинематографисты могут представить свои творческие проекты ведущим продюсерам, таким как Сергей Сельянов, Дмитрий Рудовский, Илья Бачурин, Игорь Толстунов… Ведущие продюсеры с удовольствием откликаются на наши приглашения, ведь им тоже нужна «свежая кровь», новые имена. Нам очень приятно, когда наши питчинги приносят реальную пользу для их участников.

 

горько

Горько! (2013, реж. Жора Крыжовников)

 

— Существуют ли проекты, когда, скажем, опытный режиссер брал себе в бригаду одного-двух молодых ребят, чтобы они тоже принимали участие в съемках, а не носили стаканчики с чаем?

— В прошлом году вышло правительственное постановление, согласно которому компании, получающие государственное финансирование, обязаны привлекать студентов творческих вузов для прохождения практики на съемках.

Безусловно, важно, чтобы они не только носили стаканчики, хотя курс молодого бойца никто не отменял, а действительно вливались в процесс. Но с другой стороны у продюсеров есть коммерческие обязательства перед партнерами, инвесторами, спонсорами или телеканалами, где им нужно предоставить определенную наработку за один съемочный день, и здесь сложно возиться с дебютантами, которые понимают далеко не все.

 

— Какое же тогда количество короткометражек нужно отснять молодому кинематографисту, чтобы его допустили до серьезной работы?

— Наверное, нет какого-то определенного количества фильмов, которые нужно снять. В Америке и Европе есть ряд режиссеров, которые всю жизнь снимают короткометражное кино, и они всемирно известны, узнаваемы и популярны в фестивальных кругах уж точно. Порой, можно снять одну удачную короткометражку, на фестивале познакомиться с продюсером, и на следующий день подписать договор и приступить к работе. А некоторые ребята удачно «фестивалятся» с 2-3-4 работами, но у них что-то не сходится, не получается, для того, чтобы удачно войти в киноиндустрию. Очень много факторов определяют карьеру дебютанта — немаловажен вопрос самопрезентации, уверенности в своих силах. К сожалению, подчас, талантливым ребятам этого не хватает.

 

— Хотелось бы видеть короткий метр на телевидении. Тогда ведь и молодых ребят смогут заметить.

— Совершенно верно. Недавно мы создали компанию по дистрибьюции короткометражного кино, но все равно существует очень нюансов, которые необходимо учитывать. К примеру, очень часто ребята в своих фильмах используют нелицензионное музыкальное сопровождение, о котором никто никогда не договаривался. Часто они просто берут свою любимую мелодию и вставляют в фильм. Да, отчасти это пройдет для фестивалей и некоммерческих показов, но для выхода на серьезный федеральный уровень — нет: каналы просто не пропустят такие короткометражки в эфир. Случается, что продюсеры не заключают договора с актерами, сценаристами и другими участниками съемочного процесса, а это с юридической точки зрения неправильно. Мы консультируем ребят, проводим круглые столы, и ставим на обсуждениях эти вопросы.

 

шапито-шоу2

Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)

 

— Полный метр руками молодежи вообще возможен ли в России? Чтобы было качественно и красиво?

— За последние два-три года дебютантами снято несколько очень хороших фильмов: «Шапито шоу» Сергея Лобана, «Все просто» Сони Карпуниной, «Привычка расставаться» Екатерины Телегиной, «Жажда» Дмитрия Тюрина, «Дочь» Натальи Назаровой и Александра Касаткина, «Околофутбола» Антона Борматова. Все эти фильмы сняты дебютантами, которые имели определенные фестивальные успехи, некоторый прокат.

Или, допустим, фильм «Горько!» Жоры Крыжовникова. Это же тоже дебют. Он собрал в кинопрокате сумму, которая более восьми раз превысила бюджет фильма. Так что я считаю, что новая волна российского кинематографа либо на подходе, либо уже совсем близко, поэтому я хочу обратить зрительское внимание на дебютантов. Это, прежде всего, искренность, свежесть, трудолюбие.

 

— Есть мнение, что сейчас у нас нет опытных режиссеров, которые могут снять настоящий блокбастер со всеми элементами голливудского кино. Вы согласны с этим?

— Мы понимаем, чтобы снять прокатный блокбастер, который будет востребован во всем мире, необходимы серьезные деньги. Как говорится, вложив один рубль, намного легче выручить два, нежели вложить копейку и получить потом две.

Бюджет российских фильмов, безусловно, несравним с бюджетом голливудского кино. Поэтому здесь изначально наш кинематографии и голливудский несколько в разных условиях. Хотя сейчас активно развиваются процессы по привлечению иностранных инвесторов, которые в дальнейшем, совместно с российскими компаниями, будут продвигать наше кино во всем мире.

 

жила-была одна баба

Жила-была одна баба (2011, реж. Андрей Смирнов)

 

— Есть ли у вас в Центре молодые дарования, готовые взорвать киноиндустрию в ближайшие несколько лет?

— Знаете, иногда приходит выпускник, по которому не скажешь, что он способен снять что-то интересное, а потом через несколько месяцев смотришь его кино на экране — и либо подтверждаешь свои соображения, либо — удивляешься мастерству и видению режиссера. Новое поколение кинематографистов мыслит не только творчески, но и коммерчески, что в условиях современной действительности очень важно. И вот эти ребята уже взрывают, хоть и потихоньку, зрительское мышление. Идей очень много, и главное, что они знают не только, как снять кино, но и как его правильно подать, продвинуть и продать. Очень важно, что многие из них — не ждут помощи извне, а хотят пробиваться самим в большой мир кино. Мне нравится у ребят такой посыл.

 

— Для полного метра необходимы огромные средства, которых у ребят нет. Работает ли государственная программа по поддержке молодых дарований?

— Очень приятно, что в последние годы государство тратит на дебютное кино все больше и больше денег. Безусловно, к съемках таких картин привлекают опытных продюсеров, которые зарекомендовали себя в плане качества работы и продвижения своих фильмов.
Сейчас, допустим, существует государственная программа, согласно которой определенное количество выпускников ВГИКа имеют возможность снять игровое, документальное и анимационное полнометражное кино за федеральные деньги. Конечно, это большой конкурс, но это важно — предоставлять для ребят вполне определенный шанс.

 

— Посоветуйте нам молодых интересных режиссеров, с которыми можно сотрудничать в дальнейшем?

— У нас в Союзе молодых ребят более пятисот, и мне бы не хотелось кого-то из них обижать, назвав одних и не упомянув о других. С другой стороны, я могу назвать ребят, которые в прошлом году завоевали серьезные призы на международных фестивалях: Сергей Цысс и его картина «Второе дыхание», которая взяла более пятидесяти призов, Константин Фам и его фильм «Туфельки», который был выдвинут на короткометражный «Оскар», Роман Артемьев и его «Спаситель», Тимофей Жалнин, который сейчас работает над сценарием полного метра, а его картина «F5» в прошлом году наделала много шума, Рустам Ильясов— обладатель «Святого Георгия» на ММКФ. Перечислять еще можно долго, есть порядка пятидесяти молодых режиссеров, которые сумели громко заявить о себе в коротком метре, а в дальнейшем, надеюсь, они скажут свое слово и в большом кино.

 

mtssk-619x508

 

— Вопрос про артхаус: данное кино снимают, как правило, ребята молодые, но в России этот жанр не востребован, тогда как в остальном мире артхаусное кино может пойти далеко. Почему так? Могу привести одно исключение: фильм Романа Каримова «Неадекватные люди», который по-настоящему громко заявил о себе.

— Зачастую ребята снимают артхаус ради артхауса, чтобы просто выделиться. Эдуард Володарский как-то назвал артхаус зашифрованной пустотой. Может быть, он был слишком категоричен, но зачастую именно так и происходит, что идеи-то никакой в фильме и нет.
Безусловно, есть ребята, которые снимают качественный артхаус, который не доходит до широкого зрителя. Бывает, что фильмы, которые мы считаем авторскими, проваливаются в прокате: например картина Андрея Смирнова «Жила была одна баба» или «Интимные места» Натальи Меркуловой. Здесь всегда будет большой вопрос, что называть коммерческим, зрительским, авторским или интеллектуальным кино.

 

— И все же: в чем главная проблема молодого кино в России?

— Все просто — режиссеры не знает своего зрителей, а зрители не знают своих режиссеров. Владимир Хотиненко говорил, что нужно взять и выпустить примерно 50 дебютных картин в год, тогда зритель поймет, чем дышит молодое кино и что оно из себя представляет.

 

— Напоследок назовите три-пять современных фильмов, которые, по-вашему, необходимо посмотреть.

— Некоторые фильмы дебютантов, которые стоит посмотреть— я уже называл. Лично я жду фильмов, которые примут участие на Московском кинофестивале и на «Кинотавре». Там будет много российских премьер, в том числе и дебютантов. Будем смотреть российское кино.

 

интервью подготовил: Константин Кринский

 

Молодежный центр Союза кинематографистов РФ: 

moviestart.ru,

vk.com/sojuz_kinematografistov, 

twitter.com/mcskrf,

facebook.com/MolodeznyjCentrSKRF

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией