Ключевым мероприятием I Международного фестиваля детско-юношеског о кино «Ноль плюс» стал Круглый стол «Развитие индустрии детского и семейного кино в России», прошедший при поддержке Союза кинематографисто в России и экспертно-исслед овательской организации «Киноэкспертиза» , в котором приняли участие гости фестиваля, члены жюри и организаторы киносмотра.
Директор фестиваля Николай Данн рассказал небольшую предысторию киносмотра, который является уникальной площадкой, собравшей людей, заинтересованных в развитии детей средствами кино. Место проведения фестиваля выбрано неслучайно. Его организаторы подчеркивают, что Тюменская область не просто сырьевая база, но и развивающийся регион, где рождается творчество, где должна развиваться культура. Директор «Ноль плюс» попросил участников Круглого стола высказать свои предложения по развитию индустрии детского кино в целом и поделиться с делающим первые шаги кинофестивалем своим опытом и предложениями относительно развития отрасли в Тюмени и области, в частности.
Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографисто
«Со стороны государства легкий поворот головы в сторону культуры, в сторону кинематографа и, в частности, детского кинематографа есть, – начал свое выступление Президент Фестиваля «Ноль плюс», Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, кинодраматург, продюсер Владимир Грамматиков.
– Например, сейчас есть отдельный тендер по детскому кино. Раньше детское кино финансировалось по остаточному принципу – ему доставались крошки. А ему нужно отдельное финансирование из бюджета – это стратегически правильно. Детям нужны мощные постановочные кинопроекты, а это требует денег. Однако, этих мер недостаточно, и мы должны подумать как сделать так, чтобы кино, которое выходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино «хотелось бы смотреть нашим детям».
Еще одна проблема, которую обозначил Президент фестиваля, – отсутствие идеологического заказа со стороны государства. Да и со стороны общества тоже. А потому его должно сформировать профессиональное сообщество.
Режиссер пожелал удачи организаторам фестиваля, которые поставили перед собой очень важную цель продвижения доброго, познавательного и развивающего кино и анимации и еще раз подчеркнул, что фестиваль не должен «свалиться в общую кучу», должен иметь свои особенности, отличительные черты, которые еще предстоит выработать. Владимир Александрович призвал присутствующих кинематографисто
Владимир Алеников, автор знаменитых «Петрова и Васечкина», был настроен пессимистично: «Ситуация с детским кино катастрофическая
«Все ушло, давайте начинать с нуля. Необходима поддержка в прокате. Получается замкнутый круг: продюсеры не выпускают детские картины, потому что прокатчики их не берут, прокатчики их не берут, потому что считают, что дети и их родители на них не пойдут, но это неправильно: почему во всем мире идут, а у нас не пойдут? – это чушь. Просто наше кино пока неконкурентоспос обно, поэтому они не идут. Значит надо сделать все для того, чтобы оно стало конкурентным – надо ему помочь – и организационно, и финансово, и информационно – должна быть организация, которая будет информировать школы о выходе нового фильма, поддерживать его красивой, профессиональной рекламой».
Легендарный режиссер-мультип
Хороший фильм, с его точки зрения, всегда будет успешен, но пока зритель его не может увидеть. Леонид Викторович заявил о необходимости поднимать вопросы проката и вопрос подготовки профессионалов для производства, который очень актуален и в анимации: «Если нас не услышит государство, то ничего не изменится. Нужно много говорить, стучать во все двери».
О недостатке профессионалов в производстве говорил и режиссер масштабного анимационного проекта «Тайна Сухаревой башни» и один из организаторов Открытого фестиваля анимационного кино в г. Суздаль Сергей Серегин (в частности, почти весь мультипликат полнометражной картины им пришлось делать в Китае). Он предлагает предъявлять претензии как к государству, так и к «нам самим». Прокат не берет фильмы российских производителей в том числе и из-за их качества.
Режиссер вспомнил слова легендарного мультипликатора Александра Татарского: «Чьи мультфильмы дети смотрят, гражданами той страны они и являются». Еще в детстве, когда ребенок знакомится с книжками и мультфильмами, уже тогда закладываются какие-то вещи, которые потом начинают работать, они влияют на то, что будут любить взрослые: «Почему я говорю о нашей ответственности, как производителей? Делать детское кино сложно. Деньги нужны и нужны не малые. Но главная проблема российского кино – сценарная. Это огромная проблема».
В качестве примера одного из решений кадровой проблемы Сергей рассказал привел опыт новосибирского фестиваля детской анимации «Жар-птица», существующего уже 11 лет. И за эти годы вокруг этого киносмотра в Новосибирске и Новосибирской области возникло больше 50-ти анимационных детских студий. Педагоги приезжают на фестиваль, перенимают мастерство и сами организуют студию, пусть и не профессиональную
Александр Ковтунец, президент общенациональной программы «В кругу семьи», предложил внести в резолюцию пункт: обязать (руками Министерства и Федерального агентства по печати) государственные телеканалы во время школьных каникул транслировать новые проекты детской и семейной тематики, произведенные не только самими каналами, но детско-ориентиро
Развивая суждения Александра Ковтунца, Владимир Алеников предложил отдавать приоритеты тем фильмам, которые получили награды на детских фестивалях (проводя параллель с Европой, где картины, у которых есть фестивальные награды, тут же получают хорошую прокатную историю, в отличие от России, где фестивали существуют отдельно от проката и телевидения). Это поддержит и реноме фестивалей, и привлечет к ним больший интерес со стороны зрителей и продюсеров, и избавит от необходимости составлять новую экспертную комиссию.
Владимир Грамматиков, резюмируя, попросил внести в резолюцию следующие пункты:
- детское кино нуждается в 100% финансировании;
- внесение изменений в Закон о рекламе о межпрограммной рекламе в начале и в конце детского фильма;
- создание системы продажи и продвижения российских детских картин за рубеж.
Генеральный продюсер кинокомпании «Спутник» Вадим Горяинов, выступивший одним из экспертов Ярмарки проектов в рамках фестиваля «Ноль плюс», высказал несколько иное мнение: он считает предложение обязать каналы показывать детское кино в каникулы не столь нужным – детей все равно не заставишь смотреть то, что им не интересно. Но стоит привлечь телеканалы помогать российским картинам в прокате и продвижении – и разными путями: «Например: большинство телеканалов у нас государственные (общероссийские, центральные и региональные) и если Фонд Кино и Министерство культуры поддерживает какие-то проекты (в настоящий момент, как не раз упоминалось, их десять в год), то стоит обязать каналы финансировать 40% производства этих фильмов. Государство им может компенсировать эти деньги из бюджета. Но если канал потратит эти деньги, он уже сам приложит усилия и чтобы сделать этот фильм лучше, и чтобы прокатать его, и сам покажет его во время каникул, потому что в это время дети сидят у телеэкрана». Продюсер предложил ввести данный пункт о 40% финансирования в резолюцию – «таким образом мы получаем а) 100% финансирование проектов детско-юношеског
Дмитрий Якунин развил последнее высказывание до следующего: предложить представителям государственных телеканалов войти в экспертную комиссию Минкульта по отбору тех самых десяти проектов детско-юношеског
Куратор воркшопа, проходившего в рамках фестиваля «Ноль плюс», режиссер, сценарист, преподаватель, руководитель образовательных программ киношколы им. МакГраффина Дарья Гладышева выразила свое мнение, что главная проблема дестко-юношеског
Председатель жюри программы документального кино фестиваля «Ноль плюс», продюсер, режиссер, сценарист, директор кинокомпании «Снега», Президент Открытого фестиваля документального кино «Россия» Георгий Негашев отметил, что фестиваль не является регулярно работающим органом – он организуется разово. А индустрии детского и юношеского кино необходим постоянно работающий, объединяющий орган, который бы аккумулировал эти пожелания и продвигал. «Поэтому, мне кажется, нужно создать Ассоциацию производителей кино для детей и юношества», – заключил Георгий Александрович. Предложение горячо поддержали все присутствующие.
Полная стенограмма трехчасового, бурного и действительно значимого Круглого стола «Развитие индустрии детского и семейного кино в России» будет готова и станет доступна кинематографичес
Основная же мысль, вынесенная после Круглого стола автором этого текста, состоит в следующем: Проблем столько и они настолько «цепко» держат отечественное детско-юношеское кино с разных, а порой и противоположных сторон, что выделить из них одну, приоритетную, нет никакой возможности. Кино – словно пуховое одеяло, которое нескольким людям – режиссерам, продюсерам, сценаристам, прокатчикам, представителям власти – нужно встряхивать со всех концов дружно и одновременно, чтобы хорошенько проветрить и расправить его.
Наталия Егорова, источник: moviestart.ru
Резолюция круглого стола «Развитие индустрии детско-юношеског о и семейного кино в России» в рамках I Международного фестиваля «Ноль Плюс».
Организаторы: Союз кинематографисто
1. В целях популяризации создания проектов детско-юношеской тематики обратиться в Министерство культуры РФ с предложением о широком информировании кинематографичес
2. Обратиться в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Департаменту СМИ и информационной политики г. Москвы с предложением о привлечении ведущих отечественных телеканалов к частичному финансированию проектов детско-юношеског
3. Обратиться в Министерство культуры РФ с предложением ввести в состав экспертной комиссии по детско-юношеском
4. Обратиться в Министерство культуры РФ с предложением увеличить количество финансируемых ведомством альманахов, состоящих из короткометражных новелл детско-юношеской тематики. Разработать открытую процедуру для определения на конкурсной основе проектов, входящих в данные альманахи.
5. Разработать специальную программу по поддержке кинотеатров и кинотеатральных сетей, регулярно показывающих отечественное детское кино, и обсудить ее на ближайшем заседании рабочей группы.
6. Обратиться в Департамент образования Тюменской области о реализации экспериментально
7. Обратиться в компанию «РОСКИНО» с предложением о приоритетном продвижении отечественного кино на детско-юношескую тематику на международные кинорынки и кинофестивали.
8. Создать рабочую группу по реализации предложений, высказанных на круглом столе с приглашением в нее участников круглого стола, приглашением представителей Министерства культуры РФ, Союза кинематографисто
9. Опубликовать фрагменты стенограммы и резолюцию круглого стола на сайте Союза кинематографисто