Пятница 21.06.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Какое кино будут смотреть наши дети?

10. 12. 2014 643

72548465

Ключевым мероприятием I Международного фестиваля детско-юношеского кино «Ноль плюс» стал Круглый стол «Развитие индустрии детского и семейного кино в России», прошедший при поддержке Союза кинематографистов России и экспертно-исследовательской организации «Киноэкспертиза», в котором приняли участие гости фестиваля, члены жюри и организаторы киносмотра.

Директор фестиваля Николай Данн рассказал небольшую предысторию киносмотра, который является уникальной площадкой, собравшей людей, заинтересованных в развитии детей средствами кино. Место проведения фестиваля выбрано неслучайно. Его организаторы подчеркивают, что Тюменская область не просто сырьевая база, но и развивающийся регион, где рождается творчество, где должна развиваться культура. Директор «Ноль плюс» попросил участников Круглого стола высказать свои предложения по развитию индустрии детского кино в целом и поделиться с делающим первые шаги кинофестивалем своим опытом и предложениями относительно развития отрасли в Тюмени и области, в частности.

 

Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, взявший на себя функции модератора этого круглого стола, сообщил, что по итогам обсуждения будет составлена Резолюция, которая будет направлена в высшие инстанции.

 

«Со стороны государства легкий поворот головы в сторону культуры, в сторону кинематографа и, в частности, детского кинематографа есть, – начал свое выступление Президент Фестиваля «Ноль плюс», Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, кинодраматург, продюсер Владимир Грамматиков.

 

 

– Например, сейчас есть отдельный тендер по детскому кино. Раньше детское кино финансировалось по остаточному принципу – ему доставались крошки. А ему нужно отдельное финансирование из бюджета – это стратегически правильно. Детям нужны мощные постановочные кинопроекты, а это требует денег. Однако, этих мер недостаточно, и мы должны подумать как сделать так, чтобы кино, которое выходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино «хотелось бы смотреть нашим детям».

 

65144022

47088613

 

Еще одна проблема, которую обозначил Президент фестиваля, – отсутствие идеологического заказа со стороны государства. Да и со стороны общества тоже. А потому его должно сформировать профессиональное сообщество.

 

Режиссер пожелал удачи организаторам фестиваля, которые поставили перед собой очень важную цель продвижения доброго, познавательного и развивающего кино и анимации и еще раз подчеркнул, что фестиваль не должен «свалиться в общую кучу», должен иметь свои особенности, отличительные черты, которые еще предстоит выработать. Владимир Александрович призвал присутствующих кинематографистов обдумать формат подобных встреч – как часто они будут проходить, какова должна быть отчетность внутри сообщества о слаженных действиях. И что можно сделать именно в Тюменской области – «какую внятную, реальную программу, за которую мы можем отвечать, заложить на завтрашний день».

 

Владимир Алеников, автор знаменитых «Петрова и Васечкина», был настроен пессимистично: «Ситуация с детским кино катастрофическая. За последние 25 лет мы потеряли детского зрителя – он теперь растет на американском кино. Что мне кажется категорически неправильным в том устройстве, которое сейчас существует? В первую очередь, неправильно организована господдержка детского кино. Она минимальна. При советской власти выпускалось не менее 50-60 полнометражных детских картин в год, на них выделяли в десятки раз больше пленки и в разы больше времени для подготовительного периода. Сейчас выходит десять детских картин в год – а это ничто для такой гигантской страны; во всех цивилизованных странах крупнейшие киностудии половину своей продукции посвящают детскому и семейному кино – это одна из самых доходных статей кинематографов. Это парадокс, что у нас образовалась такая зияющая дыра на этом пространстве, тогда как ничего более важного, чем дети, нет».

 

«Все ушло, давайте начинать с нуля. Необходима поддержка в прокате. Получается замкнутый круг: продюсеры не выпускают детские картины, потому что прокатчики их не берут, прокатчики их не берут, потому что считают, что дети и их родители на них не пойдут, но это неправильно: почему во всем мире идут, а у нас не пойдут? – это чушь. Просто наше кино пока неконкурентоспособно, поэтому они не идут. Значит надо сделать все для того, чтобы оно стало конкурентным – надо ему помочь – и организационно, и финансово, и информационно – должна быть организация, которая будет информировать школы о выходе нового фильма, поддерживать его красивой, профессиональной рекламой».

 

Легендарный режиссер-мультипликатор Леонид Носарев обрисовал ситуацию в анимации, сравнив ее с временами СССР. «В тех полнометражных анимационных фильмах, которые мы видим сейчас, многое утеряно с точки зрения художественной задачи. Там больше идет уклон в коммерческий сиюминутный успех. В мультипликации мы сейчас все разрознены. Много разных студий выпускают короткометражки, но нет былого единения, нет идеологии, как в Советском союзе, когда был другой государственный подход – единый».

 

82459937

66895891

 

Хороший фильм, с его точки зрения, всегда будет успешен, но пока зритель его не может увидеть. Леонид Викторович заявил о необходимости поднимать вопросы проката и вопрос подготовки профессионалов для производства, который очень актуален и в анимации: «Если нас не услышит государство, то ничего не изменится. Нужно много говорить, стучать во все двери».

 

О недостатке профессионалов в производстве говорил и режиссер масштабного анимационного проекта «Тайна Сухаревой башни» и один из организаторов Открытого фестиваля анимационного кино в г. Суздаль Сергей Серегин (в частности, почти весь мультипликат полнометражной картины им пришлось делать в Китае). Он предлагает предъявлять претензии как к государству, так и к «нам самим». Прокат не берет фильмы российских производителей в том числе и из-за их качества.

 

Режиссер вспомнил слова легендарного мультипликатора Александра Татарского: «Чьи мультфильмы дети смотрят, гражданами той страны они и являются». Еще в детстве, когда ребенок знакомится с книжками и мультфильмами, уже тогда закладываются какие-то вещи, которые потом начинают работать, они влияют на то, что будут любить взрослые: «Почему я говорю о нашей ответственности, как производителей? Делать детское кино сложно. Деньги нужны и нужны не малые. Но главная проблема российского кино – сценарная. Это огромная проблема».

 

В качестве примера одного из решений кадровой проблемы Сергей рассказал привел опыт новосибирского фестиваля детской анимации «Жар-птица», существующего уже 11 лет. И за эти годы вокруг этого киносмотра в Новосибирске и Новосибирской области возникло больше 50-ти анимационных детских студий. Педагоги приезжают на фестиваль, перенимают мастерство и сами организуют студию, пусть и не профессиональную. «И пусть только 1% из учащихся этих студий потом пойдет в профессию, но, мне кажется, это фундамент для развития кинематографа. И если в Тюмени вокруг фестиваля начнут возникать школы – это будет здорово», – подчеркнул режиссер.

 

Александр Ковтунец, президент общенациональной программы «В кругу семьи», предложил внести в резолюцию пункт: обязать (руками Министерства и Федерального агентства по печати) государственные телеканалы во время школьных каникул транслировать новые проекты детской и семейной тематики, произведенные не только самими каналами, но детско-ориентированными киностудиями. Кроме того, подумать о внесении изменений в Закон о рекламе относительно показа межпрограммной рекламы во время трансляции детского кино на телевидении – реклама должна быть (так как ее наличие определяет, в том числе и стоимость картины), но строго определенной. Также продюсер выдвинул предложение о выделении дотаций прокатчикам на рекламу отечественного детского кино.

 

Развивая суждения Александра Ковтунца, Владимир Алеников предложил отдавать приоритеты тем фильмам, которые получили награды на детских фестивалях (проводя параллель с Европой, где картины, у которых есть фестивальные награды, тут же получают хорошую прокатную историю, в отличие от России, где фестивали существуют отдельно от проката и телевидения). Это поддержит и реноме фестивалей, и привлечет к ним больший интерес со стороны зрителей и продюсеров, и избавит от необходимости составлять новую экспертную комиссию.

 

Владимир Грамматиков, резюмируя, попросил внести в резолюцию следующие пункты:

-​ детское кино нуждается в 100% финансировании;

-​ внесение изменений в Закон о рекламе о межпрограммной рекламе в начале и в конце детского фильма;

-​ создание системы продажи и продвижения российских детских картин за рубеж.

 

Генеральный продюсер кинокомпании «Спутник» Вадим Горяинов, выступивший одним из экспертов Ярмарки проектов в рамках фестиваля «Ноль плюс», высказал несколько иное мнение: он считает предложение обязать каналы показывать детское кино в каникулы не столь нужным – детей все равно не заставишь смотреть то, что им не интересно. Но стоит привлечь телеканалы помогать российским картинам в прокате и продвижении – и разными путями: «Например: большинство телеканалов у нас государственные (общероссийские, центральные и региональные) и если Фонд Кино и Министерство культуры поддерживает какие-то проекты (в настоящий момент, как не раз упоминалось, их десять в год), то стоит обязать каналы финансировать 40% производства этих фильмов. Государство им может компенсировать эти деньги из бюджета. Но если канал потратит эти деньги, он уже сам приложит усилия и чтобы сделать этот фильм лучше, и чтобы прокатать его, и сам покажет его во время каникул, потому что в это время дети сидят у телеэкрана». Продюсер предложил ввести данный пункт о 40% финансирования в резолюцию – «таким образом мы получаем а) 100% финансирование проектов детско-юношеского кино, б) получим телеканалы в качестве поддержки и сильного партнера».

 

35756348

29679827.5rha9sf04q.W958

 

Дмитрий Якунин развил последнее высказывание до следующего: предложить представителям государственных телеканалов войти в экспертную комиссию Минкульта по отбору тех самых десяти проектов детско-юношеского кино, раз результат их будет касаться напрямую.

 

Куратор воркшопа, проходившего в рамках фестиваля «Ноль плюс», режиссер, сценарист, преподаватель, руководитель образовательных программ киношколы им. МакГраффина Дарья Гладышева выразила свое мнение, что главная проблема дестко-юношеского кино в том, что «взрослые» забыли спросить самих детей, что интересно им. Ей кажется, что на каждом фестивале кино для детей и юношества необходимо приглашать жюри, состоящее из этих самых детей и юношества. И общаться с ними надо не только в устаревшем, с ее точки зрения, формате творческих встреч, но и конструктивных мастер-классов и практических лабораторий.

 

Председатель жюри программы документального кино фестиваля «Ноль плюс», продюсер, режиссер, сценарист, директор кинокомпании «Снега», Президент Открытого фестиваля документального кино «Россия» Георгий Негашев отметил, что фестиваль не является регулярно работающим органом – он организуется разово. А индустрии детского и юношеского кино необходим постоянно работающий, объединяющий орган, который бы аккумулировал эти пожелания и продвигал. «Поэтому, мне кажется, нужно создать Ассоциацию производителей кино для детей и юношества», – заключил Георгий Александрович. Предложение горячо поддержали все присутствующие.

 

Полная стенограмма трехчасового, бурного и действительно значимого Круглого стола «Развитие индустрии детского и семейного кино в России» будет готова и станет доступна кинематографическому сообществу. У стенограммы и резолюции есть все предпосылки стать не просто очередными документами и актами, но действенными толчками в изменении «катастрофической», памятуя слова Владимира Аленикова, ситуации с детско-юношеским кино. Безусловно, не все из того, что обсуждалось на заседании, вошло в Резолюцию по его итогам, но начало для конструктивной деятельности по развитию детского кино, в Тюмени – было положено.

 

Основная же мысль, вынесенная после Круглого стола автором этого текста, состоит в следующем: Проблем столько и они настолько «цепко» держат отечественное детско-юношеское кино с разных, а порой и противоположных сторон, что выделить из них одну, приоритетную, нет никакой возможности. Кино – словно пуховое одеяло, которое нескольким людям – режиссерам, продюсерам, сценаристам, прокатчикам, представителям власти – нужно встряхивать со всех концов дружно и одновременно, чтобы хорошенько проветрить и расправить его.

 

 

Наталия Егорова, источник: moviestart.ru

 

 

 

Резолюция круглого стола «Развитие индустрии детско-юношеского и семейного кино в России» в рамках I Международного фестиваля «Ноль Плюс».

Организаторы: Союз кинематографистов России, Экспертно-исследовательской организации «Киноэкспертиза», Молодежный центр СК РФ, Федерация современного искусства (Тюмень).

 

1.​ В целях популяризации создания проектов детско-юношеской тематики обратиться в Министерство культуры РФ с предложением о широком информировании кинематографической общественности о проводимых ведомством конкурсах на производство и продвижение фильмов детско-юношеской и семейной тематики посредством публикации информации о них на сайтах Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов России, Молодежного центра СК РФ, газете «СК-новости» и других СМИ.

 

2.​ Обратиться в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Департаменту СМИ и информационной политики г. Москвы с предложением о привлечении ведущих отечественных телеканалов к частичному финансированию проектов детско-юношеского кино, поддерживаемых Министерством культуры РФ.

 

3.​ Обратиться в Министерство культуры РФ с предложением ввести в состав экспертной комиссии по детско-юношескому кино представителей ведущих отечественных телеканалов с целью заинтересованности их в частичном финансировании кинопроектов детско-юношеской тематики.

 

4.​ Обратиться в Министерство культуры РФ с предложением увеличить количество финансируемых ведомством альманахов, состоящих из короткометражных новелл детско-юношеской тематики. Разработать открытую процедуру для определения на конкурсной основе проектов, входящих в данные альманахи.

 

5.​ Разработать специальную программу по поддержке кинотеатров и кинотеатральных сетей, регулярно показывающих отечественное детское кино, и обсудить ее на ближайшем заседании рабочей группы.

 

6.​ Обратиться в Департамент образования Тюменской области о реализации экспериментального проекта по показу и продвижению детско-юношеского кино, лауреатов и участников фестивалей «В Кругу Семьи», «Лучезарный Ангел», «Ноль Плюс» и других фестивалей духовно-нравственного кино (по согласованию с правообладателями) в школах и других образовательных учреждениях области.

 

7.​ Обратиться в компанию «РОСКИНО» с предложением о приоритетном продвижении отечественного кино на детско-юношескую тематику на международные кинорынки и кинофестивали.

 

8.​ Создать рабочую группу по реализации предложений, высказанных на круглом столе с приглашением в нее участников круглого стола, приглашением представителей Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов России, Молодежного центра СК РФ, Федерации Современного искусства (Тюмень) и других заинтересованных лиц. Назначить следующее заседание рабочей группы в период с 11-15 января 2015 г.

 

9.​ Опубликовать фрагменты стенограммы и резолюцию круглого стола на сайте Союза кинематографистов России, Молодежного центра СК РФ, фестиваля «Ноль Плюс» и в других СМИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией