Понедельник 15.07.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Кино-театр года

09. 11. 2011 559

2011-й на исходе: фестивали сворачивают красные дорожки, победители сдувают пыль со статуэток, а я подвожу итоги. Копаясь в созвездии культурных событий, я решила остановиться исключительно на визуальных движимых искусствах: театре и кино. Тем более что именно здесь Россия выступила наиболее плодотворно.

 

Кино

 

Оскар

Прошедшее в самом начале года, 25 января, награждение главной кинопремией США «Оскар» обошлось без российских кинодеятелей – нас в номинантах не было. Зато на следующий год Российский Оскаровский комитет в категорию «Лучший фильм на иностранном языке» выдвинул фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель».  Несмотря на то, что среди кандидатов на поездку в США были также «Елена» Андрея Звягинцева, дебютировавшая в этом году в Каннах и «Фауст» Александра Сокурова,  звезда Венецианского фестиваля, именно провалившаяся в прокате «Цитадель» набрала больше всего голосов . Хотя и здесь не все так единодушно: председатель комитета, режиссер Владимир Меньшов, заявил, что не согласен с выбором своих коллег и отказался подписать протокол голосования.

С огромной натяжкой можно предположить, что жюри при выборе руководствовались опытом «Утомленных солнцем» в США – первая часть трилогии в 1994 году получила статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

 

Венеция

«Фауст» Сокурова – тоже часть, правда, тетралогии, исторической, о власти и людях, в которую также входят «Молох», «Телец» и «Солнце». Стартовавший в последний день лета Венецианский кинофестиваль, представил «Фауста» в основной программе, наряду с еще 20-ю фильмами. С самого открытия кинокритики пророчили Сокурову награду, хотя сам режиссер был уверен, что никаких призов его картина не получит. Правы оказались критики.

Но не только «Фауст» представлял в Венеции Россию – мы показали себя со всех сторон. Лента Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы» заочно вошла в историю отечественного кинематографа. Именно эта картина, главные роли в которой исполняют киты и слоны, первая в истории России, открывшая Венецианский фестиваль.

В параллельной программе «Горизонты» было целых два наших фильма: Алексей Герман-младший привёз на фестиваль короткометражку «Из Токио», а Андрей Сильвестров и Юрий Лейдерман представили в этой второй по значимости программе свой фильм «Бирмингемский орнамент». В показах авторского кино тоже не обошлось без наших – Ангелина Никонова представила свой «Портрет в сумерках».

На ковровой дорожке можно было увидеть и Светлану Ходченкову, которая вместе с неприехавшим Константином Хабенским снялась в картине шведского режиссёра Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!» вместе с такими мировыми звездами как Гэри Олдмен и Колин Ферт.

Золотого льва, главную премию фестиваля, жюри Венеции во главе с американским режиссером Дарреном  Аронофски, вручили «Фаусту» Сокурова. Как сказал Аронофски — «Фауст» из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый.

Этот фильм имеет непростую судьбу, трудности, как всегда в некоммерческом русском кинематографе, связаны с деньгами: во время работы увеличивался бюджет, поэтому отказались от съемок в Ватикане, а на последнем этапе средств едва хватало на озвучку.

В основу фильма, сценарий для которого написал Юрий Арабов, положена первая часть поэмы Гете. В фантазиях на тему роль Фауста исполнил немецкий  театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном немецком, Мефистофиля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой.

Но, по словам Сокурова, не стоит думать, что «Фауст» — это финал, он также может быть и

 началом, поскольку все четыре фильма тетралогии — кольцо, по которому ходить можно до  бесконечности.

 

Берлин

Берлинский фестиваль тоже не обошел вниманием Россию, хотя призов нам и не досталось. «В Субботу» Александра Миндадзе участвовал в основном конкурсе 61-го Берлинале, фильм совместного производства России, Германии и Украины. «В субботу» уже окрестили лучшей картиной, снятой в России за последнее десятилетие. Режиссер здесь обращается к Чернобылю, но не с точки зрения всей страны, а со взгляда на происходящее одного парня.

Еще одно упоминание о России – показ в программе «Панорама» премьеры документального фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Кирилла Туши. Именно здесь такой картине самое место– теплее всего на Берлинале принимают злободневное кино. Сирил Туши снимал «Ходорковского» пять лет, несколько раз приезжая для этого в Россию.

  

Канны

В основной конкурс 64-го Каннского фестиваля наши фильмы не попали, хотя все упорно прочили туда «Елену» Андрея Звягинцева, одного из наиболее востребованных на западе отечественных режиссеров. Неожиданностью это стало еще и потому, что «Елена» заинтересовала многие фестивали еще во время съемок, а на независимом конкурсе в Санденсе фильм был назван лучшим европейским проектом. Кроме этой картины рассматривались еще в основную программу также «Фауст» Александра Сокурова и «История арканарской резни» Алексея Германа – старшего.

Представлял Россию во втором по значимости конкурсе «Особый взгляд», собирающем оригинальные картины, фильм Бакура Бакурадзе «Охотник». А «Елена» был показана на церемонии закрытия этой программы.

 

Кинотеатры

Происходящее в российских кинотеатрах особой гордости  не вызывает. В 10-ке фильмов, собравших в России и СНГ самые крупные суммы, наших картин нет. Интересно, что за самый кассовый фильм «Пираты Карибского моря: На странных берегах» россияне выложили почти 64 млн $, тогда как «Служебный роман. Наше время», венчающий отечественную 10-ку сборов едва дотянул до 12 млн $. Не радует, что в нашем топе 8 из 10 – «недалекого ума» комедии и ни одного мультфильма. Правда, на конец декабря заявлена премьера полнометражных «Смешариков». А 29 декабря выходит фильм Квартета И «О чем еще говорят мужчины», первая часть которого в 2010 собрала 12 млн $.

 

Театр

 

Территория

Международный Фестиваль-школа «Территория», стартовавший в 2006 году,  вновь порадовал своим существованием. Основной целью проекта, учредили который Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Роман Должанский и Андрей Ураев, является знакомство творческой молодежи с современными мировыми событиями. Молодые люди со всех границ России смогли узнать и увидеть то, что происходит в культурной жизни мира в различных направлений и жанрах. По традиции, программа фестиваля включала в себя множество мастер-классов, семинаров и встреч с европейскими режиссерами, актерами и хореографами.

В сентябре «Территория» представила в сочинском Зимнем театре специальный проект «Полнолуние» — мультимедийную экспозицию и музыкально-театральный спектакль.

Сам фестиваль, состоящий из двух программ «Искусство сейчас» и «Искусство завтра» в этом году прошел в ноябре в Казани.

 

Большой театр

Пожалуй, самым крупным, в прямом смысле этого слова, событием стало открытие исторической сцены Большого театра. 6 лет ремонта, реконструкции, простои и скандалы. Дату открытия переносили несколько раз, менялись подрядчики, уже и не верилось, что с фасада главного корпуса снимут  растяжку-обманку. 28 октября торжественный гала-концерт, масса гостей и зрителей по всему миру, не обошлось, к сожалению, и без несчастного случая. Уже второго ноября на свежей сцене играют «Руслана и Людмилу», исполненную в Большом более 700 раз. Теперь историческая сцена современна по максимуму и уводит зрителей в самые глубинные слои не только искусства, но и столицы: настоящий мини-город  создан под театром. Помещения уходят на 6 этажей под землю, высота от конька крыши до нижнего уровня равна трем 9-этажным домам. Оснащение театра на самом высоком уровне, еще редком для нашей страны: электротехническое, гидравлическое и инженерное оборудования по последним мировым технологиям. Самое главное, что цены за вход обещают оставить прежними – т.е. как всегда можно будет купить билетик подальше, но за 100 руб.

 

Театр Наций

Еще одно открытие – Театра Наций, не менее значимое, на мой взгляд. 15 сентября прошло новоселье прекрасного здания конца 19 века в Петровском переулке, бывшего театра  Корша – одного из самых популярных заведений до прихода советской власти, открывшего Чехова-драматурга. Евгений Миронов, занявший пост худрука в 2006 году, можно сказать, собственными руками перестроил театр – к его приходу были только стены и огромная воронка на месте сцены. Став и прорабом, и менеджером, просидев в очередях к чиновникам, он все-таки добился того, что Театр Наций обрел настоящий дом. Ведь репетиции и премьеры спектаклей труппа не прекращала все это время – играя на чужих площадках, постоянно шокировала зрителей своими постановками (взять только «Рассказы Шукшина» в 2008!). Деньги на ремонт «выдало» государство, обыграв это как акт милосердия.

Теперь в мечтах Миронова (как бы хотелось, чтобы они поскорее стали планами) построить настоящий театральный городок, где молодые актеры и режиссеры смогут творить без оглядки на официоз.

 

Чеховский фестиваль

Нельзя оставить в стороне и фестивальную жизнь театров. 10-й Международный фестиваль  им.А.П.Чехова с конца мая по конец июля представлял зрителям столицы как зарубежную, так и московскую программы. Самым ярким событием стал балет британца Мэтью Боурна «Золушка», действие которого перенесено во вторую мировую войну. Подобная практика Боурна уже была на Чеховском фестивале – в 2009 балет «Портрет Дориана Грэя» он тоже перевел из 19 века в 21. А в 2007 шокировал фестиваль постановкой «Лебединого озера» без единой девушки. «Золушка» получилась трогательной и нежной, несмотря на взрывающиеся повсеместно бомбы. И никаких принцев и принцесс – их заменили мужчины в форме и босые девушки. А любовь осталась.

 

NET

В 13-й раз прошедший в октябре фестиваль NET«Новый европейский театр» подарил Москве целых две постановки по  Максиму  Горькому: «На дне» Оскараса Коршуноваса (Вильнюс), где оставлен только последний акт пьесы и спектакль «Дети солнца» голландского режиссера бельгийского происхождения Иво ван Хове. Россию на фестивале представлял персмский театр «Сцена-молот» с постановкой «Чукчи» Филиппа Григорьяна. История северного, почти инопланетного народа, в быте которого за системой аллюзий и иносказаний угадывается  современная российская действительность.

 

Анна Казарина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией