Министерство культуры разработало комплекс мер по сохранению уникальной системы отечественного музыкального образования. Соответствующую программу, рассчитанную на пять лет (с 2015 по 2020 год), представили в Российской академии музыки имени Гнесиных. Авторы документа уверены, что его реализация поможет сохранить трехступенчатую подготовку музыкантов, которая начала формироваться в России еще в XIX веке.
По словам статс-секретаря — замминистра культуры Григория Ивлиева, «задача программы — показать, что через определенное количество времени ситуация с музыкальным образованием, с охватом искусством населения принципиально изменится. Мы указали в ней не только болевые точки, но применительно к каждой такой точке у нас есть решение, знаем, как нужно действовать, чтобы эти проблемы решить». В рамках реализации программы планируется значительно увеличить количество детей, участвующих в самодеятельности, во всевозможных конкурсах и фестивалях.
Замминистра отметил, что «ключевым звеном в приобщении к музыкальному искусству и творчеству большого количества детей должны стать детские школы искусств. В настоящее время количества детей, которые участвуют в творческих мероприятиях, в фестивалях, концертах, явно недостаточно. По оценкам министерства, оно составляет только 3%. К 2018 году, согласно Указу Президента, этот процент должен быть 8, для нас это «дорожная карта», руководство к действию».
Со своей стороны, глава Департамента по науке и образованию Минкультуры России Александра Аракелова также констатировала, что «если раньше, в советскую эпоху, почти в каждой общеобразовательной школе был хор, проводились смотры хоров, то сейчас эта традиция ушла, а предмет «музыка» в большинстве общеобразовательных школ превратился в прослушивание музыкальных произведений с беседами о музыке. Ушла творческая составляющая, дети перестали петь, играть на музыкальных инструментах, исчезли детские хоры и инструментальные ансамбли. Мы решили эти традиции для детей возродить, для этого совместно с Минобрнауки будут приняты конкретные меры по решению этой весьма важной для страны задачи».
Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Отдельное место занимает повышение зарплат учителям в музыкальных школах искусств, обновление материально-технической базы.
Кроме того, в ведущих вузах, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.
Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства. В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение количества детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.
Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. «В большинстве региональных и муниципальных образовательных организаций не обновляется парк музыкальных инструментов, не выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских мероприятий», — отмечается в тексте программы.
источник: mkrf.ru