Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Несчастные по определению, или Писатель — кара судьбы

26. 01. 2015 1 012

writer

2015 год в России – Год литературы! Статьей Валерия Куклина мы начинаем обсуждение состояния современной отечественной литературы. Если у вас есть какое-то мнение об этом, пишите нам, мы непременно опубликуем ваши мысли.

Вот и опять начинаются разговоры о том, нужны ли россиянам творческие союзы. То там, то тут промелькнет статейка о том, как трудно стало жить писателям, как хорошо заботилось о нас советское правительство и какие мы все-таки нужные российским народам сегодня. Читаешь — прямо слезы умиления выступают, вспоминаешь, как гонялся за книгами Василия Белова, Астафьева, выстаивал очереди на подписку М. Шолохова, покупал с переплатой двухтомник Шекспира, обменивал на «черном рынке» макулатурного Дрюона на двухтомник Б. Шоу 1959 года издания.

 

Доброе советское время всякому книжнику приятно вспомнить. Адреналин вскипал без нынешних взрывов в подземных переходах и без автоматных очередей на вечерних улицах, а в обычных очередях перед открытием книжных магазинов, при чтении новой книги и при мысли, что впереди у нас целая жизнь встреч с новыми и прекрасными писателями, помогающими нам лучше понимать окружающую действительность, нежели профсоюзные и открытые партсобрания, лекции о международном положении за полчаса до начала работы и прочаяобязаловка и лабуда, о которых теперь уж все и забыли. Как забываются все по-детски мелкие проблемы и треволнения на фоне настоящих трагедий и жизненных проблем.

 

Сейчас бывший советский человек («совок» по новоязу) живет более энергично и напористо. Ведь каждый день его могут грохнуть в метро, в подъезде, просто на улице. Ни почему и ни за что, просто по ходу жизни. Могут и покалечить. А могут и просто ограбить, выбросить на помойку бомжом помирать.

 

Зато и в телевизоре могут показать твою избитую вдрызг рожу, посадят напротив Малахова, дабы рассказал несчастный, какое это несчастье переносить несчастье своей несчастной жизни в стране, переполненной несчастиями, как «Бедная Настя» и прочие новорусские сериалы, написанные несчастными сценаристами через одну и ту же несчастную копирку и снятые такими же несчастными режиссерами с несчастными и бездарными актерами, повествуцющими о выдуманной несчастной жизни в нашей несчастной Родине.

 

Словом, жить стало в новой России если и не лучше, то веселее. Материться можно на каждом шагу, хоть в детском саду, хоть на улице, в присутствии женщин и детей, которые сами матерятся так, что хоть всех святых выноси. Только куда — не ясно. Вся страна застроена церквами, мечетями и молельными домами, как СССР была заставлена памятниками Ленину, а куда ставить вынесенных святых — проблема. Там — блуд, открытый, там — повальное воровство, там — торговля похищенным. Некуда несчастным христианским святым в новой России податься. А тут еще когда-то «братская» Украина расхотела слыть братской и православной, погнала на Русь своих несчастных святых, преклонила колена перед новыми святыми — Петлюрой, Махно и прочими кровопускателями.

 

Русским святым и самим-то тесно на своих весях в окружении бесов Молоха. Но приняли. Обратили взор свой за помощью к писателям русским. А те — молчат. Пишут идиотские книги о страданиях несчастных монстров на несчастных планетах, живущих под игом несчастных завоевателей-волшебников.

 

И везде по Руси все говорят, говорят — и никто никого не слушает. То есть все россияне знают множество правильных ответов на множество правильных вопросов, но общего правильного ответа в России на первый главный вопрос «ПОЧЕМУ?» нет. Ни у кого. Вообще ни у кого. Абсолютно. Даже у переставших быть традиционно русскими несчастных русскоговорящих писателей.

 

И объяснений этому детскому вопросу три:

 

— Потому что страна пребывает в том состоянии, когда ответы известны, а вопросы к ним писатели забыли.

 

— Потому что главные вопросы настолько просты, что каждый человек, каждое поколение, каждый писатель должны задавать их самостоятельно.

 

— Потому что простота этих вопросов подразумевает ясность мысли и одинаковое понимание сути происходящих в стране событий всеми русскими народами. С помощью писателей.

 

На второй из главных и простых вопросов, задаваемый нашими предками с завидной регулярностью и столь же регулярно разрешаемый ими, нынешняя Русь не в состоянии ответить именно потому, что нет у народа русского возможности выполнить все эти три условия сразу. Звучит он архипросто и состоит из двух слов: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

 

Во времена Чернышевского это означало отряхнуть с ног прах окружающего русского интеллигента несчастного и дремучего мира и начать новую жизнь — чистую, светлую, наполненную ожиданием перемен в связи наступившей на всей планете научно-технической революцией.

 

Во времена битвы Ленина с мировым империализмом ответ на этот главный   вопрос звучал так: свершение социальной революции во имя торжества человека труда и уничтожение класса эксплуататоров.

 

1211400873_1df4e7b743_b

 

В современной России…

А хрен знает, что означает вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?» для современных россиян, если большая часть населения страны скоро тридцать лет как делать не хочет НИЧЕГО. А «ЧТО ДЕЛАТЬ?» подразумевает под собой, в первую очередь, желание трудиться, взваливать на себя бремя ответственности за совершенное и все время работать над усовершенствованием уже сделанного. Во всех отраслях экономики, в физической и духовной жизни, в творчестве и — что особенно немаловажно — в воспитании нового поколения.

 

И вот тут-то мы оказываемся перед вопросом: а современные пишущие по-русски люди удовлетворяют этим требованиям? Честно ли они пишут об окружающей их действительности? Раскрывают ли новые русские писатели истинные пороки окружающего их общества, изучают ли новых людей и новые характеры, типажи? Будят ли новые русскоязычные литераторы совесть читателя? Чему учит современная литература? А если в совокупности эти вопросы сформулировать, то получается один общий вопрос: какая польза русскоязычному обществу от наших писателей-современников?

 

За ответом хоть к бабке не ходи: каждый россиянин скажет, что современный писатель его развлекает — и только. И едва ли не каждый скажет, что главное в писательском ремесле — это ПРИДУМАТЬ оригинальный сюжет и неожиданную концовку. А социальные проблемы, собственные трагедии, отраженные в книгах, уже мало кого волнуют. Внутренняя философия и глубинный смысл литературного произведения — это уже архаические требования к русскоязычной литературе, остающиеся лишь на языке литературоведов, некоторых критиков и нескольких оставшихся в России философов.

 

Эти степени падения интереса к художественным литературным произведениям — от масс до нескольких человек — и являются показателями деградации основного потребителя прозаических произведений — читателя. Ведь сейчас и представить себе трудно, что были времена, когда изданные стотысячным тиражом «Философические письма» А. Ча­адаева можно было искать в течение полугода и купить с пятикратной переплатой у черта на куличках, а если включить расходы на проезд, то переплата становилась стократной. А тираж был, повторяю, стотысячным. Сегодня же книгу пятитысячного тиража можно в течение полугода купить за свою цену или даже уцененной, находясь в любой точке планеты. То есть именно двадцатикратное соотношение это является показателем того, насколько стала нужна собственная литература русскоязычным землянам XXI века.

 

Хотя, на самом деле, разрыв этот много больший. Потому что ни Чаадаева, ни Ленина, ни даже русских классиков вне школьной программы издатели современные не издают, и достать их книги и книги других великих авторов возможно стало лишь на книжных развалах. Я, например, искал «Стихотворения в прозе» И. Тургенева более двадцати лет в России — и мне ДОСТАЛИ только два из них в сумбурном сборнике, предназначенном для школьников. И «Тихий Дон» в полном (не адаптированном) виде не встретишь сейчас в продаже. Не найдешь в русских библиотеках и «Поднятую целину», и «Хождение по мукам», и «Старую крепость», и «Даурию», и «На юге», и романы среднеазиатских и закавказских писателей осталось лишь вспоминать.

 

Потому что в США и Израиле сказали, а издатели новорусские приняли к сведению, что эти и подобные им серьезные, глубинные книги, позволяющие населению России осмысливать происходящие вокруг русских людей и внутри них самих процессы, не нужны русскоязычным читателям. Есть заново переведенная с Торы, не каноническая «Библия», есть пересказанная К. Чуковским для детей с Торы книжка с лубочными картинками, есть блудник И. Бабель в качестве описателя звероватой Красной Армии, есть называемый «вторым Толстым», но на самом деле весьма примитивный В. Гроссман, рассказывающий о Великой Отечественной войне как о трагедии лишь еврейского народа… А собственно русских писателей словно и не было никогда.

 

И постепенно из сознания русского народа выпадают произведения и имена М. Шолохова, Н. Островского, писателей-фронтовиков, писателей-деревенщиков, заменяются изменником Родине А. Солженицыным, новорусскими балагурами и пустобрехами, авторами «сказок для взрослых», именуемых «стилем фэнтэзи», выкинувшим на помойку произведения научно-фантастические. Дошло до того, что даже великий фантаст И. Ефремов исчез с прилавков и из голов моих российских современников. А вместе с ним — и единственная в истории русской культуры попытка научно-художественно обосновать принцип и сущность прекрасного. Зато иностранные — вплоть до поляка С. Лема — фантасты публикуются многотысячными тиражами да еще и порой с поддержкой государства, невзирая на плохие переводы и дрянные, лишенные нравственной чистоты тексты.

 

Малограмотный, самоуверенный новорусский издатель диктует — и современный писатель под требования этого американизированного купца подстраивается. Потому что он — типичный новорусский писатель, то есть писатель-однодневка, угождающий самым низменным требованиям публики, занятый лишь добычей денег бумагомаранием, считающий себя рабом издателя. Не гений. Да и не гражданин, конечно. Не Пушкин, словом, не Достоевский, не Горький, не «инженер человеческих душ», а обыкновенный приказчик у купца-издателя, половой слуга у кабатчика.

 

Ничего странного в такой ситуации в принципе нет. Просто сбылась многовековая мечта Кремля о полном изничтожении Писателя-Гражданина в нашей извечно и всегда монархической Родине и о превращении мыслящей части русской интеллигенции в производителя словесного мусора и вздора. Бывший президент РФ Д. Медведев, узнав об очередной аналитической книге о состоянии умов в России, даже не стал спрашивать о чем она, а заинтересовался лишь тиражом — и, узнав, что речь идет всего лишь о тысяче экземпляров, лишь отмахнулся.

 

— Это НАМ не страшно, — сказал он.

 

Фраза эта и является истинной оценкой всей постперестроечной русскоязычной литературы, свидетельствует о том, что собственно русской литературы, способной потрясать умы масс и открывать гражданам России глаза на них самих и на никчемную для потомков их жизнь, в стране не осталось.

 

То есть главную свою задачу — уничтожение писателей, как совести русского народа, Горбачев, Ельцин и их сторонники выполнили.

 

Мне из двадцатилетней эмиграции трудно судить, но — с точки зрения литературного критика, специализирующегося на поиске литературных талантов в России — последними романами российского писателя-гражданина, дошедшими до русского читателя, следует признать «Герой наших дней» П. Алешкина, «Безымянный зверь» Е. Чебалина, «Град Мурлов и его обитатели» В. Ломова и мои собственные романы «Прошение о помиловании» и «Истинная власть», из которых первый был издан впервые в Казахстане после двадцатилетнего ареста КГБ, а второй, издаваясь в Москве, был напечатан в 2005 году в Архангельске, откуда был вывезен накануне ареста новорусскими стражами спокойствия. С тех пор ничего достойного звания русского писателя русскоязычные литераторы на-гора не выдали.

 

Впрочем, как эмигрант, я в полной мере за литературным процессом в России уследить не могу, потому могу упустить еще две-три книги двух-трех авторов. Но не больше. Я даже натыкался несколько раз на замечательные рассказы в периодике и в интернете, достойные стать классикой русской литературы. Но это все-таки рассказы — жанр, усилиями современных издателей исчезнувший из сознания русского читателя, как и повесть, впрочем. А здесь речь идет о романе — как об особом жанре, всеохватном и приближенном к эпосу. Ибо, как ни крути, а только роман в состоянии донести до сознания масс факт скола в мироосознании нации в период ее катастрофы.

 

Настоящих романистов всегда было единицы. И ради появления именно романов и эпосов и существовали все остальные литераторы всегда и везде в истории человечества. Но современное состояние русскоязычной литературы таково, что настоящие романисты исчезли, Или затаились. А их суррогаты выдают на-гора литературный гумус в стиле фэнтэзи и полицейские поделки, ошибочно классифицируемые в Руси детективами. То есть литературный перегной России оказался неспособным за двадцать лет породить очередных Шолохова и Фадеева, Платонова и Гайдара, как сумело это сделать в первые двадцать лет своего существования советское общество.

 

Но… перегной имеет свой профсоюз, происходящий из ненавистного современным российским писателям сталинского времени, есть твердая уверенность огромной армии клеветников на нашу молодость, на наших отцов и дедов, что народы России должны и будут содержать стадо литературных брехунов, готовых воспевать светлое капиталистическое будущее вымирающего русского народа.

 

То есть деятельность большинства современных русских писателей преступна по отношению к своему народу, потому что она действует на нацию разлагающе.

 

Писатель должен быть страшен фюрерам своей страны. Тогда он — созидатель.

Но созидатель — всегда существо страдающее.

А избалованный советской властью русскоязычный литератор страдать не любит и не может…

 

Продолжение следует

 

 

Валерий Куклин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией