Понедельник 20.01.2025

Актуальные новости


Новости

Творчество

Анонсы

Она танцует джаз!

13. 04. 2012 532

Танец — это тайный язык души.

Марта Грэм,

американская танцовщица

Театр танца «Авиаль», несомненно, – один из самых ярких и опытных участников фестиваля «Зауральская студенческая весна – 2012». В нынешнем году коллектив стал победителем сразу в двух направлениях – танцевальном и «Оригинальный жанр». Об истории успеха – в интервью с руководителем театра танца, хореографом Светланой Григорьевой.

Весна на высоте

Со Светой я познакомилась ещё в 2008 году в Новосибирске, куда мы обе поехали защищать честь Курганской области на VII молодёжных Дельфийских играх. В окружении девчонок из коллектива – почти ровесниц – она сразу выделялась: очень прямая, серьёзная, с жестинкой в глазах. Её танцовщицы беспрекословно слушались руководителя, создавая вокруг себя рабоче-творческую атмосферу — естественную для Светланы стихию. А ещё меня поразило то, с каким достоинством умеет она принять и радость победы, и горечь поражения. Настоящий боец!

Сегодня Светлане 28. Она авторитетный руководитель огромного коллектива: к её мнению прислушивается более ста человек – таков постоянно возрастающий состав театра танца «Авиаль». Танцоры являются призёрами и лауреатами многих танцевальных конкурсов в масштабе области, страны и мира.

— Света, у твоего коллектива невероятное количество наград! Это и многократные победы в «Студенческой весне», и курганский фестиваль студенческого творчества «Весёлый ДЯФ», и международный «Фестивальный Олимп» в Сочи. Недавно вы стали лучшими на международном фестивале «Gran Fiesta» в Испании. Какая наград тебе самая дорогая?

— Ты знаешь, Ксюша, я не могу выделить что-то одно. Они все для нас важны, в них вложено очень много труда каждого из участников коллектива.

— Театр танца «Авиаль» является «старожилом» фестиваля «Студенческая весна». На каких «весенних» площадках вам удалось выступить за эти годы?

— Наш коллектив выступал на «Вёснах» в Кемерово, Перми, Казани, Нальчике. Каждый город замечателен по-своему. «Российская студвесна» — это особая атмосфера, ты живёшь неделю на творческом подъёме, узнаёшь о жизни ровесников из других регионов.

— Чем вы поразили судей в нынешнем году в Кургане?

— Первый номер, получивший признание в танцевальном направлении в номинации «Современная хореография», назывался «Беги!» Второй – «Иллюзия» — мы представили в «Оригинальном жанре». Мои танцовщицы ставили своей задачей показать актёрское, пластическое мастерство, пробудить чувства зрителей.

— Ваша манера исполнения выделяется, запоминается с первых же минут. Как называется направление, в котором работает «Авиаль»?

— Джаз модерн, который хорош тем, что даёт широкое поле для творческого эксперимента. В разное время я увлекалась народным танцем, балетом, контемпорари, актёрским мастерством, сегодня широко использую в постановках джазовую лексику в поисках уникального номера.

— На кого или на что ты ориентируешься в работе?

— Очень люблю хореографию Игоря Моисеева, Мэрса Каннингема, Мориса Бежара и Matis Ek, создавшего свою японскую школу танца. А ещё мне часто говорят после концерта: «У нас голова опухла. Зачем вы делаете такие номера? Сделали бы лёгонькие, чтобы мы посидели, на девочек красивых посмотрели и ушли». У нас сложился свой контингент, который хочет интеллектуальных постановок. Девчонки воплощают не образ девушки, которая вышла погулять в короткой юбке, а глубокие переживания, сюжетные хитросплетения. Мы ориентируемся на думающую публику.

Об экономике и системе Станиславского

— Света, глядя, как органично ты смотришься на сцене, невольно приходишь к мысли, что танцевать ты мечтала с раннего детства…

— Самым первым моим танцем была ламбада в детском саду. Мне всегда хотелось чего-то такого экстравагантного, неординарного, не просто каких-то там лисичек, ёлочек или снежинок. Уже в первом классе мама повела меня в танцевальный коллектив «Фантазия» к Сталине Николаевне Митиной, а я не хотела, упиралась. Мама даже закрыла за мной дверь и держала, чтобы я не вышла! Она сама раньше занималась бальными танцами и очень хотела, чтобы я тоже танцевала. Позднее моим танцевальным руководителем стала Татьяна Владимировна Чебыкина, которая внесла большой вклад в моё творчество.

— Тем не менее, я знаю, что судьба не сразу повела тебя пружинистой походкой хореографа по дороге танца. Расскажи, как ты пришла к этому?

— Да, сначала я хотела поступить на театральное отделение в Челябинскую академию культуры и искусств. У меня была мечта стать режиссёром. Исполнительские факультеты не привлекали, хотелось делать что-то своё, руководить коллективом. Но, к сожалению, родители меня туда не отпустили. Я поступила в Курганский государственный университет (КГУ – авт.) на экономический факультет и параллельно в училище культуры на режиссуру, но там не осталась. Папа у меня юрист, мама – экономист… В общем, мучилась на экономе – сама понимаешь, это далеко не моё. На первом курсе особенно на учёбу не ходила и танцевать-то тоже, в принципе, закончила. Это было перепутье в моей жизни, когда я не знала, куда себя направить. На втором курсе КГУ поступила заочно в Московский открытый педагогический институт на прикладную информатику в экономике. В 2005 году закончила оба вуза. В это время я уже официально работала в КГУ со своим танцевальным коллективом. Полгода я нигде не училась (а надо сказать, что учёба – это моё такое хобби). Потом я поступила в Челябинскую академию культуры и искусств на базе Курганского областного училища культуры. Учёба в ЧГАКИ мне дала очень многое. Ни первое, ни второе образование мне так тяжело не давались!

— Расскажи о своих учителях из ЧГАКИ.

— Я училась у Тамары Борисовны Нарской, ученицы известного хореографа Вагановой Агрипины Яковлевны, которая создала систему классического танца. Ей за 80 лет, она показывает все движения, все прыжки сама!

Не может быть! Как же ей удалось сохранить отличную физическую форму?

— Она танцует! После такого было бы стыдно сказать: «я устала» или «я не могу». И я тоже, по системе Станиславского, добиваюсь, чтобы мои девочки проживали каждую роль, чтобы их глаза не были отрешёнными, блуждающими.

Пластичная и неподдающаяся коррозии

— Как появился твой коллектив – театр танца «Авиаль»?

В студенческие годы наш экономический факультет участвовал в студенческом фестивале КГУ «Весёлый ДЯФ». Мы сделали номер, дальше – больше. Эта работа затянула, и мы стали заниматься регулярно. Коллектива тогда ещё не было. Девчонки-старшекурсницы отобрали для танцев кого надо, у них была своя сложившаяся компания. А со следующего года, на втором курсе, я участвовала в «ДЯФе» уже со своим коллективом. Это были мои одногруппницы, девочки с параллели. Танцевать никто толком не умел — кто в лес, кто по дрова. Позднее директор молодёжно-досугового центра КГУ Наталья Константиновна Балашова предложила нам репетировать у них в концертном зале — она дала нам возможность заниматься. И в скором времени мы поехали на «Уральскую студенческую весну» в Екатеринбург. Там нам посчастливилось даже поучаствовать в гала-концерте на арене цирка! А так как, чтобы поехать туда, надо было представиться, пришлось придумать коллективу название.

— ?!

— Да-да, буквально за два дня до поездки в Екатеринбург я открыла энциклопедический словарь и стала искать подходящее название. Честно говоря, меня хватило только на букву «А». Когда я увидела это слово, подумала: «Как оно нам подходит! Тем более, будет стимул к чему-то стремиться». Сначала мы назывались «хореографическим танцевальным коллективом», а потом нас обозвали «театром танца» в связи с нашими театрализованными постановками.

— Что означает слово «авиаль»?

Это сплав из нескольких металлов — гибкий, пластичный и неподдающийся коррозии. Он используется в авиации, иначе говоря, авиационный алюминий.

— Как рождаются твои номера?

— Идеи бывают разными. Наши великие хореографы постоянно обращаются к литературным источникам. Иногда вдохновляют примеры из жизни. Например, едешь в поезде, слышишь необычную человеческую историю. Танцы мне снятся. Причём, финала я никогда не знаю. Он рождается в процессе репетиции. Я благодарна, что кто-то свыше мне посылает эти идеи.

— Великий хореограф Игорь Моисеев говорил: «Чтобы быть лёгким и виртуозным на сцене, нужно много трудиться, работать до седьмого пота». Какие качества помогают тебе?

— Должна быть сильная самоорганизация, сильный характер, потому что иначе в нашей жизни ни с чем не справишься. Я человек, открытый для общения, для новых идей. Я ничего не отвергаю, стараюсь над этим задуматься. Добрая — недобрая, не знаю, это не мне решать. Люблю людей, природу, учиться. А ещё у меня нет и не будет звёздной болезни — у меня есть уверенность в себе. То, чего человек добивается, — это минимум от того, чего человек может достичь.

— Света, ты помнишь, наше первое с тобой интервью состоялось 3,5 года назад. Тогда ты сказала, что мечтаешь создать свою школу танца. Скажи, ты достигла своей мечты?

— Ты знаешь, мечта ещё в процессе. Мы работаем, развиваемся, ширимся — сегодня в театре танца «Авиаль» выступают 120 человек. Я бы хотела, чтобы моих учеников знали везде.

— Удачи и новых побед!

Наша справка

Название стиля «джаз модерн» происходит от английских слов «jazz» — джаз и «modern» — современный и означает сценическую хореографию, отвергающую традиционные балетные формы. Общим для всех представителей танца модерн является намерение создать хореографию, отвечающую духовным потребностям новых поколений. Считается, что джаз-танец создали африканцы и афроамериканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, сплавленный с танцами других эмигрантов в США. Принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Вероятно, это и стало причиной единого названия.


Автор — Ксения Фёдорова, г. Курган.

Фото из архива Светланы Григорьевой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией