Танец — это тайный язык души.
Марта Грэм,
американская танцовщица
Театр танца «Авиаль», несомненно, – один из самых ярких и опытных участников фестиваля «Зауральская студенческая весна – 2012». В нынешнем году коллектив стал победителем сразу в двух направлениях – танцевальном и «Оригинальный жанр». Об истории успеха – в интервью с руководителем театра танца, хореографом Светланой Григорьевой.
Весна на высоте
Со Светой я познакомилась ещё в 2008 году в Новосибирске, куда мы обе поехали защищать честь Курганской области на VII молодёжных Дельфийских играх. В окружении девчонок из коллектива – почти ровесниц – она сразу выделялась: очень прямая, серьёзная, с жестинкой в глазах. Её танцовщицы беспрекословно слушались руководителя, создавая вокруг себя рабоче-творческую атмосферу — естественную для Светланы стихию. А ещё меня поразило то, с каким достоинством умеет она принять и радость победы, и горечь поражения. Настоящий боец!
Сегодня Светлане 28. Она авторитетный руководитель огромного коллектива: к её мнению прислушивается более ста человек – таков постоянно возрастающий состав театра танца «Авиаль». Танцоры являются призёрами и лауреатами многих танцевальных конкурсов в масштабе области, страны и мира.
— Света, у твоего коллектива невероятное количество наград! Это и многократные победы в «Студенческой весне», и курганский фестиваль студенческого творчества «Весёлый ДЯФ», и международный «Фестивальный Олимп» в Сочи. Недавно вы стали лучшими на международном фестивале «Gran Fiesta» в Испании. Какая наград тебе самая дорогая?
— Ты знаешь, Ксюша, я не могу выделить что-то одно. Они все для нас важны, в них вложено очень много труда каждого из участников коллектива.
— Театр танца «Авиаль» является «старожилом» фестиваля «Студенческая весна». На каких «весенних» площадках вам удалось выступить за эти годы?
— Наш коллектив выступал на «Вёснах» в Кемерово, Перми, Казани, Нальчике. Каждый город замечателен по-своему. «Российская студвесна» — это особая атмосфера, ты живёшь неделю на творческом подъёме, узнаёшь о жизни ровесников из других регионов.
— Чем вы поразили судей в нынешнем году в Кургане?
— Первый номер, получивший признание в танцевальном направлении в номинации «Современная хореография», назывался «Беги!» Второй – «Иллюзия» — мы представили в «Оригинальном жанре». Мои танцовщицы ставили своей задачей показать актёрское, пластическое мастерство, пробудить чувства зрителей.
— Ваша манера исполнения выделяется, запоминается с первых же минут. Как называется направление, в котором работает «Авиаль»?
— Джаз модерн, который хорош тем, что даёт широкое поле для творческого эксперимента. В разное время я увлекалась народным танцем, балетом, контемпорари, актёрским мастерством, сегодня широко использую в постановках джазовую лексику в поисках уникального номера.
— На кого или на что ты ориентируешься в работе?
— Очень люблю хореографию Игоря Моисеева, Мэрса Каннингема, Мориса Бежара и Matis Ek, создавшего свою японскую школу танца. А ещё мне часто говорят после концерта: «У нас голова опухла. Зачем вы делаете такие номера? Сделали бы лёгонькие, чтобы мы посидели, на девочек красивых посмотрели и ушли». У нас сложился свой контингент, который хочет интеллектуальных постановок. Девчонки воплощают не образ девушки, которая вышла погулять в короткой юбке, а глубокие переживания, сюжетные хитросплетения. Мы ориентируемся на думающую публику.
Об экономике и системе Станиславского
— Света, глядя, как органично ты смотришься на сцене, невольно приходишь к мысли, что танцевать ты мечтала с раннего детства…
— Самым первым моим танцем была ламбада в детском саду. Мне всегда хотелось чего-то такого экстравагантного, неординарного, не просто каких-то там лисичек, ёлочек или снежинок. Уже в первом классе мама повела меня в танцевальный коллектив «Фантазия» к Сталине Николаевне Митиной, а я не хотела, упиралась. Мама даже закрыла за мной дверь и держала, чтобы я не вышла! Она сама раньше занималась бальными танцами и очень хотела, чтобы я тоже танцевала. Позднее моим танцевальным руководителем стала Татьяна Владимировна Чебыкина, которая внесла большой вклад в моё творчество.
— Тем не менее, я знаю, что судьба не сразу повела тебя пружинистой походкой хореографа по дороге танца. Расскажи, как ты пришла к этому?
— Да, сначала я хотела поступить на театральное отделение в Челябинскую академию культуры и искусств. У меня была мечта стать режиссёром. Исполнительские факультеты не привлекали, хотелось делать что-то своё, руководить коллективом. Но, к сожалению, родители меня туда не отпустили. Я поступила в Курганский государственный университет (КГУ – авт.) на экономический факультет и параллельно в училище культуры на режиссуру, но там не осталась. Папа у меня юрист, мама – экономист… В общем, мучилась на экономе – сама понимаешь, это далеко не моё. На первом курсе особенно на учёбу не ходила и танцевать-то тоже, в принципе, закончила. Это было перепутье в моей жизни, когда я не знала, куда себя направить. На втором курсе КГУ поступила заочно в Московский открытый педагогический институт на прикладную информатику в экономике. В 2005 году закончила оба вуза. В это время я уже официально работала в КГУ со своим танцевальным коллективом. Полгода я нигде не училась (а надо сказать, что учёба – это моё такое хобби). Потом я поступила в Челябинскую академию культуры и искусств на базе Курганского областного училища культуры. Учёба в ЧГАКИ мне дала очень многое. Ни первое, ни второе образование мне так тяжело не давались!
— Расскажи о своих учителях из ЧГАКИ.
— Я училась у Тамары Борисовны Нарской, ученицы известного хореографа Вагановой Агрипины Яковлевны, которая создала систему классического танца. Ей за 80 лет, она показывает все движения, все прыжки сама!
— Не может быть! Как же ей удалось сохранить отличную физическую форму?
— Она танцует! После такого было бы стыдно сказать: «я устала» или «я не могу». И я тоже, по системе Станиславского, добиваюсь, чтобы мои девочки проживали каждую роль, чтобы их глаза не были отрешёнными, блуждающими.
Пластичная и неподдающаяся коррозии
— Как появился твой коллектив – театр танца «Авиаль»?
— В студенческие годы наш экономический факультет участвовал в студенческом фестивале КГУ «Весёлый ДЯФ». Мы сделали номер, дальше – больше. Эта работа затянула, и мы стали заниматься регулярно. Коллектива тогда ещё не было. Девчонки-старшекурсницы отобрали для танцев кого надо, у них была своя сложившаяся компания. А со следующего года, на втором курсе, я участвовала в «ДЯФе» уже со своим коллективом. Это были мои одногруппницы, девочки с параллели. Танцевать никто толком не умел — кто в лес, кто по дрова. Позднее директор молодёжно-досугового центра КГУ Наталья Константиновна Балашова предложила нам репетировать у них в концертном зале — она дала нам возможность заниматься. И в скором времени мы поехали на «Уральскую студенческую весну» в Екатеринбург. Там нам посчастливилось даже поучаствовать в гала-концерте на арене цирка! А так как, чтобы поехать туда, надо было представиться, пришлось придумать коллективу название.
— ?!
— Да-да, буквально за два дня до поездки в Екатеринбург я открыла энциклопедический словарь и стала искать подходящее название. Честно говоря, меня хватило только на букву «А». Когда я увидела это слово, подумала: «Как оно нам подходит! Тем более, будет стимул к чему-то стремиться». Сначала мы назывались «хореографическим танцевальным коллективом», а потом нас обозвали «театром танца» в связи с нашими театрализованными постановками.
— Что означает слово «авиаль»?
— Это сплав из нескольких металлов — гибкий, пластичный и неподдающийся коррозии. Он используется в авиации, иначе говоря, авиационный алюминий.
— Как рождаются твои номера?
— Идеи бывают разными. Наши великие хореографы постоянно обращаются к литературным источникам. Иногда вдохновляют примеры из жизни. Например, едешь в поезде, слышишь необычную человеческую историю. Танцы мне снятся. Причём, финала я никогда не знаю. Он рождается в процессе репетиции. Я благодарна, что кто-то свыше мне посылает эти идеи.
— Великий хореограф Игорь Моисеев говорил: «Чтобы быть лёгким и виртуозным на сцене, нужно много трудиться, работать до седьмого пота». Какие качества помогают тебе?
— Должна быть сильная самоорганизация, сильный характер, потому что иначе в нашей жизни ни с чем не справишься. Я человек, открытый для общения, для новых идей. Я ничего не отвергаю, стараюсь над этим задуматься. Добрая — недобрая, не знаю, это не мне решать. Люблю людей, природу, учиться. А ещё у меня нет и не будет звёздной болезни — у меня есть уверенность в себе. То, чего человек добивается, — это минимум от того, чего человек может достичь.
— Света, ты помнишь, наше первое с тобой интервью состоялось 3,5 года назад. Тогда ты сказала, что мечтаешь создать свою школу танца. Скажи, ты достигла своей мечты?
— Ты знаешь, мечта ещё в процессе. Мы работаем, развиваемся, ширимся — сегодня в театре танца «Авиаль» выступают 120 человек. Я бы хотела, чтобы моих учеников знали везде.
— Удачи и новых побед!
Наша справка
Название стиля «джаз модерн» происходит от английских слов «jazz» — джаз и «modern» — современный и означает сценическую хореографию, отвергающую традиционные балетные формы. Общим для всех представителей танца модерн является намерение создать хореографию, отвечающую духовным потребностям новых поколений. Считается, что джаз-танец создали африканцы и афроамериканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, сплавленный с танцами других эмигрантов в США. Принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Вероятно, это и стало причиной единого названия.
Автор — Ксения Фёдорова, г. Курган.
Фото из архива Светланы Григорьевой.