Искусствовед и преподаватель Алена Григораш рассказала участникам третьей смены о направлениях примитивного искусства в рамках цикла лекций «Традиционное искусство в России и современность».
Основным предметом лекции стало примитивное искусство. Примитивы – это нечто наивное и просто сделанное, иногда намеренно упрощенное. «Наивное искусство» — искусство автодедактов (непрофессионалов, самоучек). «Арт брют» — «грубое искусство» — искусство маргиналов/аутсайдеров/душевнобольных. Есть примеры и «наивной» архитектуры. Образец – идеальный дворец Фердинанда Шеваля под Лионом, 1879-1912. Представители «наивной» живописи – Анри Руссо, Нико Пиросмани, Дитрих, Елена Волкова, Ирина Затуловская. Жанры – пейзаж, портрет, натюрморт. «Наивную живопись отличает от классической плоскость, гипертрофированное внимание к деталям, отсутствие иерархии в композиции, детское отсутствие боязни перед черным цветом, добродушное восприятие мира», — рассказала Алена Григораш.
В «арт брют» есть эстетика безобразного, монструозность, отсыл к наскальному рисунку. Представители направления «арт брют» — Жан Дюбюффе, Адольф Вёльфли, Карел Аппель, Жан Мишель Баския, Василий Ситников, Леонид Пурыгин, Владимир Яковлев, Клара Ленина-Никитина, Александр Лобанов, Аркадий Петров. Среди художников «арт брют» много душевнобольных, «художник как жертва своего таланта». У большинства очень трагичная судьба. Алена Григораш также коснулась таких направлений как «архаика» и «шаманизм». Они нашли свое отражение в серии перформансов – Стеларк, Франко Б., Бойс Койот, Мило Мойре. В них присутствуют мотивы боли, обнажения, представления себя как животного.
В ходе общения спикер и участники обсудили, почему так популярен образ жертвы, а также где проходят границы между современным искусством, перформансом и обыденной жизнью.
Смотрите лекции за прошедшие дни форума «Таврида»
подробнее: форумтаврида.рф