Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

В тени или С МЕЧОМ и МАГИЕЙ.

25. 11. 2012 526

Признаться, я очень удивился, узнав, что в Омске не только издаются за собственные средства, но живут авторы таких издательств как АСТ и ЭКСМО. Ещё на литературном семинаре, руководителями которого были приглашённые из Москвы, Орла и Екатеринбурга – Лола Звонарёва, Геннадий Попов и Александр Кердан.

– Я тут фэнтези написал! – поделился прозаик и корреспондент газеты КПРФ  «Красный путь» Игорь Федоровский.

– А фэнтези… – проговорила Лола Уткировна с недоврием. – Это обособленные общества, мы с ними только знакомы. Они живут по своим правилам.

Член Московского союза писателей, Лола Звонарёва, дала телефон автора «Дозоров» Сергея Лукьяненко. Но впоследствии, говорит Игорёха, таки не позвонил известному фантасту. Парень он скромный, навязываться не привык. А зря! Хочешь заявить о себе – намозоль как следует глаза редакторам или членам редколлегий!.. Этого девиза придерживаются многие литераторы. Но ведь статья моя о другом. Не отвлекаемся!

Между писателями-реалистами и теми же, но фантастами – существует невидимый барьер. Они могут жить в одном городе и даже работать в одном учреждение, но не знать друг о друге, быть может, намеренно не принимать творчество соратника по цеху, но это иной вопрос. Случайно наткнувшись на фантастическое произведение в интернете своего земляка, я начал читать и к собственном приятному удивлению обнаружил, что он замечательное. На литературных мероприятиях, организуемых обоими союзами писателей, не упоминают о «фантастических прорывах» в литературном процессе родного города. Александр Лейфер, председатель омского отделения  жёсткий реалист ни в коем случае не приемлющий нереалистичные жанры. Характерной чертой провинции, подмеченной давно и не мной, является чрезвычайная замкнутость авторов разных жанров и направлений, причём эти «группировки» почти не контактируют между собой. За долгие годы в Омске не появилось литературного журнала, кроме «Вольного листа», который бы напечатал фантастическую повесть, роман фэнтези, а тем более произведения «киберпанк» крупного объёма. Многие авторы нетрадиционных жанров не посещают литературные мероприятия, обрекая себя на «жизнь в стол». Им попросту не интересно общение с заскорузлыми реалистами, которых коробит лишь упоминание о магии, о вымышленном… «Вертясь» в писательских кругах реалистов, возможно блестящий писатель фэнтези, будто «осаливается» их притязаниями и не думает о своей реализации в этом жанре. Сколько мы знаем примеров того, как под влиянием традиционалистов из оригинального автора, выходит плохой писатель, потому что традиционалист по принуждению, приспособленец, а потому сердитый и состоявшийся как будто не в полной мере.

Мой литературный наставник, член союза писателей России, семидесятиоднолетний поэт и редактор литературного журнала «Преодоление» Николай Трегубов. Он руководит литературным объединением им. Якова Журавлёва. Советует писать и фантастику, если этого очень хочется, но не показывать его коллегам – участникам союза. Не только в провинции книги, особенно нереалистичных жанров, выходят на собственные средства, но что самое обидное – остаются они незамеченными. Выпускаешь ли толстенную книгу в дорогущей обложке с иллюстрациями неплохого художника или наоборот – крохотную миленькую, но хорошего отзыва можешь не услышать. Типичная проблема малоизвестного автора.

Как же получить известность на «рынке литературы» провинциальному фантасту, забитому, затюканному, неоцененному? Стоит ли рвать и метать ради публикации в том или другом издание? Одна небольшая омская группа авторов давно не контактирует с так называемыми «любителями постного масла». Эти сведения я получил от немолодой писательницы жанра «Фэнтези» по имени Евгения Лифантьева, сотрудницы газеты «Красный путь». Оказалось, что в Омске давно есть круг интересных и достаточно популярных у читателей авторов, причём работающих в самых разных направлениях. Писатели фантасты, оказывался, не конкуренты друг другу.

– Я, например, физически не смогу написать любовный роман, – признаётся Евгения. – А Лёша Мегедь, если при нём произносят слово «магия», делает такое лицо, что становится ясно – не плюется только из интеллигентности. У Леси Орбак в текстах обычно столько тьмы, что удивляешься, как этот мрак не сожрал ее в «реале». Когда я читаю её, у меня волосы на загривке дыбом встают, а уж писать такое… А она – ничего, живёт, смеётся.

По данным Евгении, один из самых крупных и старых литературных сайтов в России – samlib.ru, «Самиздат» Максима Мошкова. 64 833 авторов, 845 368 произведений. Можно подумать, что конкуренции хватает, но отработан механизм, с помощью которого становятся известными. Фантастику на сайте можно найти разных видов: от традиционной НФ до авторской сказки, от городской мистики до киберпанка. Готика, дарк-фэнтези, стрим-панк, альтернативная история, вампиры и зомби. В общем, полный спектр возможного и невозможного. Например, один из омичей, Алексей Токарев – судья международного конкурса романов «Триммера» http://zhurnal.lib.ru/r/rajdo_witich/. Так что, если есть не пристроенный роман и желание понять, стоит ли он чего-то, то имеет смысл заглянуть на «Триммеру». Конкурс проходит уже в четвертый раз, большинство призёров прошлых конкурсов заключили договора с издательствами. А если ваша «нетленка» гениальна только в ваших глазах, то вам это популярно объяснят.

– Отрицательный результат – тоже результат, – утверждает Евгения уверенно. Сама она несколько раз опубликовалась в журнале «Полдень» и не собирается останавливаться на достигнутом. – Кроме конкурсов, на «Самиздате» с недавних пор существует традиция «развиртуализации». Авторы, живущие в одном городе, списываются между собой и встречаются в «реале». Есть «СИ-Москва», «СИ-Питер»… И вот в 2009 году Алексею Токареву пришла в голову идея собрать на встречу в «реале» и наших земляков.

А собственно идея создания литературного объединения фантастов «Omsk.RuLit» – заслуга Антона Перунова. Самая заслуженная и именитая в объединении – Наталья Бульба. У неё на счету – девять опубликованных романов. У Владимира Журавлёва вышло два. О Владимире Евгения говорит особо:

– Он работает в достаточно необычном направлении, которое сложно отнести к какому-то определенному «изму». Вот цитата из отзыва на его роман «Неудачная реинкарнация» на сайте «Фантлаб»: «Каким-то образом в юмористической форме романа умещаются рассуждения на вполне серьезные темы — алкоголизм да бандитизм, социальная психология и природа власти, да и многое другое. И каким образом всё это — серьёзное и смешное — слито в единое увлекательное произведение — загадка. Магия, наверно…»

– Как пробились ребята? – спрашивает Женя, словно саму себя. – Написали тексты, выложили в Интернет, не надеясь на «бумажные» публикации. У Володи даже страничка на «Самиздате» озаглавлена «Написанное в стол». Дескать, где они, а где «настоящие» писатели? Сами себя ведь считали графоманами…

В сети их читают. Ругают, хвалят, обсуждают. Ребята поняли, что они – не хуже других. Начали рассылать свои тексты по издательствам. Оказалось, что оценку «не хуже, а то и лучше других» разделяют и редактора.

– Сегодня число читателей в Интернете практически сравнялось, а в некоторых случаях и переросло число читателей «бумажной» литературы, – продолжает Евгения воодушевлённо. – Особенно если брать не центральные издания, а местные. Тираж какого-то «Вольного листа», как я знаю, 500 экземпляров. Посещаемость моей странички на «Самиздате» за год – порядка 17 тысяч. У Наташи Бульбы – более 37 тысяч. У Алексея Мегедя – 43 с половиной тысячи, хотя «в бумаге» первая книга у него должна выйти вот-вот. У Владимира Журавлёва – более 80 тысяч…

Для автора важен психологический момент – ощущение «обратной связи» даже более сильное, чем можно получить из комментариев читателей. Писатель, журналист ведь для того и пишет, чтобы пройти к читателям на страницы издания, увлечь их, получить отзывы, вызвать резонанс.

Талант, истинный и верный – не может оставаться в тени. Ведь рано или поздно ему помогут выйти на свет МЕЧ и МАГИЯ. ОНИ – его верные друзья, ОНИ – всепоглощающее желание к победе. Дерзайте, друзья-литераторы, не потому что вам советует малоизвестный фантаст Евгения Лифантьева, а потому что ВЫ – не слабые графоманы, а сильные – ВОИНЫ – носители доброго и вечного на белых страницах.  

 

Виктор Власов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией