Время ведьм (Сезон Ведьмы)
Season of the Witch
Изгоняющий Дьявола во времена Конца Света.
Или имя Господа всемогущего в лапах повелителя Тьмы.
год — 2010
страна — США
слоган — «Не все души можно спасти»
режиссер — Доминик Сена
сценарий — Брэги Ф. Шут
продюсер — Алекс Гартнер, Чарльз Ровен, Стив Александр
оператор — Амир М. Мокри
композитор — Этли Орварссон
художник — Ули Ханиш, Бенс Эрделы, Кай Кох
монтаж — Боб Дюксэй, Марк Хелфрич, Дэн Зиммерман
жанр — фэнтези, боевик, приключения
бюджет — $40 000 000
премьера (мир) — 4 января 2011
премьера (РФ) — 6 января 2011, «Парадиз»
рейтинг MPAA — PG-13
время — 98 мин.
О чем?
Четырнадцатое столетие. В Европе свирепствует чума. Виновницей смертоносной беды признают беззащитную девушку, подозревая ее в колдовстве. Рыцарю Бэймену поручают доставить ведьму в далекое аббатство, где ее чары должны быть разрушены. Семеро верховых и повозка с железной клеткой, в которой заточена обвиняемая, отправляются в опасное путешествие. Как скоро рыцари поймут, кто на самом деле их спутница? Безвинное дитя или исчадие ада?
В главных ролях:
Николас Кейдж / Nicolas Cage — Behmen
Рон Перлман / Ron Perlman — Felson
Стивен Кэмпбелл Мур / Stephen Campbell Moore — Debelzaq
Стивен Грэм / Stephen Graham — Hagamar
Ульрих Томсен / Ulrich Thomsen — Eckhart
Клер Фой / Claire Foy — Anna
Роберт Шиэн / Robert Sheehan — Kay
Кристофер Ли / Christopher Lee — Cardinal D’Ambroise
Эндрю Хефлер / AndrewHefler — JailBailiff
Кевин Риис / KevinRees — Dying Monk
Мэтт Девере / MattDevere — Sergeantin Arms
Барна Иллис / BarnaIllyés — Cardinal’s Priest
РебекаКеннеди/ Rebekah Kennedy — Peasant Turk Girl
Элен Риз / Elen Rhys — Peasant Girl
ФернандаДороги/ Fernanda Dorogi — Old Woman
Что сказать?
Перед нами просто фантастический фильм, который, несмотря на мистику и налет фантастики, смотрится очень реалистично и натурально.
А теперь обо всем по порядку.
Задумывались ли вы над тем, что есть Бог, что есть Дьявол? Верите ли вы в них?
Вне зависимости от ответа, стоит учесть, что повелители Света и Тьмы верят в простых людей, чьи души так податливы и склонны к любой стороне.
В центре повествования — крестоносцы Бэмен (Николас Кейдж) и его верный товарищ Фелсон (Рон Перлман). Оба они состоят на службе у церкви и принимают активное участие в так называемых «Крестовых походах», на деле же это кровавые военные операции, направленные против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. При этом неверными объявляются все: от детей до стариков! Длань Божья, выраженная в многотысячном войске, подобно саранче сметает с лица земли поселения и целые города, вырезая, по сути, ни в чем неповинных людей.
Годы тяжелой Священной борьбы во имя освобождения Иерусалима от неверных опустошили главного героя и сильно пошатнули его веру: в один прекрасный день он наконец-таки прозрел и увидел то, что он творил своим мечом.
Это мгновение жизни врезалось в сознание так прочно, что каждый раз, закрывая глаза, он видел лица тех, кого он убивал… Они преследовали его во снах и не давали сконцентрироваться днем.
В поисках покоя вместе со своим соратником по оружию Фэлсоном, рыцарь Бэмен решает дезертировать и возвращается домой, еще не зная о том, что вместе с душевным равновесием, он потерял всё, что у него было! Родные края опустошены чумой, а все те, кого он знал, умирают или уже умерли в страшных мучениях.
Ко всему прочему их берут под стражу за дезертирство и приговаривают к суду…
С этого момента в жизни отчаявшегося человека начинается путь исканий, ведь нет ничего хуже, чем существовать без цели, не имея крыши над головой. Впереди его ждет встреча с самой инквизицией или «Святым отделом расследований еретической греховности». Этот орган Римско-католической церкви также активно проводит чистки, убивая всех тех, кто встает на пути Всевышнего и сеет скверну и ересь, как и крестоносцы.
Разница лишь в том, что рыцари убивают людей другой веры, а инквизиторы карают тех, кто как-либо старается опорочить католицизм или променять его на что-то другое. Данные деяния просто неприемлемы, а потому всех тех, кто предпринимает попытки или просто является подозрительным, обрекают на страшные мучения, вешая ярлык «поклонения Сатане».
При этом причастность определяют простые люди, облаченные в рясы и повесившие крест на грудь, а потому стопроцентного попадания в плане выбора человека, причастного к нечестивым делам, никогда не получается.
Разумеется, наличие сана и распятия не делает индивида ангелом или воином Божьм, зато дает огромную, практически безграничную власть над простым народом.
Вот и приходится обычным жителям ощущать на своей шкуре весь гнев Господень за то, чего они не совершали… Но, как известно, дыма без огня никогда не бывает!
С конца пятнадцатого века в Европе активно начинают распространяться представления о массовом присутствии ведьм, заключивших договор с нечистой силой, среди обычного населения, впоследствии превратившегося в настоящую истерию с ярко выраженным психозом относительно колдовства и магии. Результатом стали массовые убийства.
Хотя инквизиция активно преследовала ведьм, подавляющее число смертных приговоров вынесли светские суды католических и протестантских стран в шестнадцатых и семнадцатых веках. К концу шестнадцатого века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве, то есть практика женщиной магии: волшебства и некромантии.
Фильм «Время ведьм» режиссера Доминика Сены, в принципе, как раз об этом. Он наглядно иллюстрирует балансирование человечества на острие ножа, когда ведьмами объявляли всех подряд, а Европа была заставлена эшафотами и задыхалась от костров, на которых беспрестанно жгли людей…
Рыцарю Бэмену, по сути, отрекшемуся от церкви, но сохранившему веру в Бога, судьба предоставляет второй шанс, жизненную цель и возможность внутреннего искупления прошлых грехов. Ему нужно доставить пленную ведьму в романское аббатство Северак, исполнив последнюю волю умирающего от чумы кардинала Д’Амбруаза (Кристофер Ли).
Бэмен оказывается тронут до глубины души видом обвиненной в колдовстве! Его завораживает беззащитность невинной жертвы перед церковными властями, подозревая, что её просто оклеветали, сделав «козлом отпущения», он решается помочь девушке, потому что боится, что она будет просто казнена без всякого суда и следствия…
Во время похода по-разному будут восприниматься слова священника Дебелзака (Стивен Кэмпбелл Мур). Он словно сумасшедший твердит без устали о том, что в девушке, которая предстает истинным дитя в ангельском обличии на самом деле сидит страшный демон, настраивающий людей против друг друга, сеющий смерть и разруху.
Ко всему прочему именно эта чертовщина, наслала страшную эпидемию бубонной чумы на всю Европу.
Что касается пленной ведьмы по имени Анна (Клер Фой), то она предстает перед зрителем крайне противоречивым персонажем, ибо с трудом верится, что такая как она могла стать источником распространения «черной смерти» по разным городам.
За время просмотра мнение и отношение к ней будет постоянно меняться от стойкого негатива, к симпатии, вызванной жалостью к милому и робкому созданию, незаслуженно подвергающемуся откровенному насилию и жестоким пыткам.
Ныне ученые сформировали подробное определение страшной напасти, которая косила людей сотнями и тысячами, как острое природно-очаговое бактериальное заболевание, вызываемое и переносимое блохами, паразитирующими на крысах. Развивающееся при проникновении возбудителя через кожу, характеризуется болезненным воспалением лимфатических узлов («бубонов»), чаще всего — паховых, реже — подмышечных, лихорадкой и выраженной интоксикацией. Заражение от человека к человеку, как правило, осуществляется воздушно-капельным путем и приводит к развитию легочной формы чумы.
Вспышке и стремительному распространению эпидемии чумы способствовало то, что в Средние века в городах царила жуткая антисанитария. Канализации не было, и все отбросы текли прямо вдоль улиц, что служило идеальной средой для жизни крыс.
Ныне представить это было практически невозможно, ибо даже при одной мысли о неимоверной вони и жутком смраде к горлу подкатывает содержимое желудка.
Как вообще люди умудрялись жить в таких условиях, подобно свиньям в хлеву, да еще и при этом удивляться набирающей обороты эпидемии и за это казнить людей — вот уж реальная головоломка.
В этом плане ситуацию великолепно иллюстрирует английско-немецкий фильм «Черная смерть» (2010, Кристофер Смит), где в главной роли посланника епископа, по сути, инквизитора Ульрика сыграл Шон Бин!
Картина обошлась без мистики, хотя активно претендовала на это, конец очень сильно поразил и впечатлил одновременно, представив восхитительную историю.
Создатели «Времени ведьм» пошли по другому пути, загадочное и необъяснимое начинает происходить лишь после просмотра половины зрелища, дабы пошатнуть сформировавшуюся позицию зрителя и заставить его колебаться, не зная, к какой из точек зрения лучше примкнуть.
В данном случае профессионализм заключается в том, что с одной стороны разуверяешься в могуществе брендов под названиями «Бог», «церковь» и «священник», отчетливо представляя себе то, что все они, по сути, лишь иное воплощение Дьявола!
Этакая оборотная сторона одной и той же монеты из преисподней. Потому как именно Нечистый заставлял лить кровь во времена Крестовых походов, активно беснуясь, подзадоривая и направляя честных людей вершить суд и лить кровь не во славу Свету, а наоборот — Тьме…
Образ получился очень ярким и злободневным: Дьявол — кукловод, у которого есть прикрытие своего уродливого рыла в виде лика Всевышнего! Явившись миру в таком обличии он требует от людей прославления и поклонения истинному повелителю.
Всерьез поверив в это и, по сути, встав на путь неверного, зритель ближе к концу вновь обретает спасительную веру не только в Бога, но и в церковь вместе с героем Николаса Кейджа, который не хотел больше служить корыстным и продажным людям, якобы прославляющим имя Иисуса Христа на земле.
Момент настолько фантастический, что его можно приравнять разве, что к жертве Джерико Кейна в исполнении блистательного Арнольда Шварцнеггера в фильме «Конец Света» (1999, Питер Хайамс).
Персонаж Николаса Кейджа получился очень красивым и харизматичным, длинные волосы, кожаный костюм и огромный меч превратили его в статного и красивого воина. Что касается Рона Перлмана, то его герой дополняет экран искрометным юмором, сочетающимся с некоторой угрюмостью. Вместе с тем, он всегда готов прийти на помощь и помочь дружеским советом в критическую минуту.
Что касается визуального ряда, то он очень радует своей блёклой цветностью и обилием черного цвета, тем самым нагнетая обстановку и, по сути, являя реальный образ «темных времен», которые окутали собой всю Европу. Мистика реализована в кадре просто восхитительно, особенно интересно показано нападение волков.
Для съемок сцены погони создатели фильма обратились к известному дрессировщику Золтану Хоркаи. В итоге в постановке принимали участие семь волков, причем каждый должен был выполнять определенные действия на экране. Однозначный зачет!
Операторская работа Амира М. Мокри и монтажеров Боба Дюксэя, Марка Хелфрича и Дэн Зиммермана выглядит очень хорошо! Никакой тряски и склейки тысячи кусочков, драки сняты издали общими планами, так что хореография движений с мечом также выглядит на высоте, что не может не радовать.
Спецэффекты умело вплетены в повествование, а потому не всегда можно сказать, что нарисовано, а что снимали вживую — это дорого стоит! Видно, что сорок миллионов долларов ушли на дело.
В очередной раз прокатчики намудрили с названием, ибо «Season of the Witch» имеет дословный перевод «Сезон Ведьмы», который заведомо дает намек на то, что будет происходить в фильме, а также кем на самом деле является невинная девочка Анна…
Несмотря на рейтинг PG-13 на экране было много жути, в духе изуродованных чумой трупов, кровищи и убийств, а также оскаленных пастей волков, превращающихся в порождения преисподней.
Фильм Доминика Сены «Сезон Ведьмы» (в отечественном прокате «Время ведьм») получился очень качественным и по-своему красивым зрелищем, радующим как визуальным рядом и крепкой актерской игрой, так и восхитительным сценарием. Где схлестнутся между собой силы света и тьмы, а также поставит перед зрителем целую цепочку вопросов о наличии Бога и Дьявола, истинной веры и правомерности церкви в вопросах инквизиции.
Настоятельно рекомендуется к просмотру.