5 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся второй Петербургский Международный Молодежный Форум (ПММФ 2.0). Форум организован по инициативе Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.
ПММФ – это современная интерактивная площадка для целеустремленных молодых людей, именно здесь формируются основные задачи и концепции жизни молодого поколения, обсуждаются самые важные вопросы и проблемы молодежной политики, представляются различные программы работы с молодежью на последующие годы. Форум – это инструмент, открывающий новые возможности для молодежи, и самый эффективный способ взаимодействия власти с молодежью.
В 2014 году работа Форума была организована по 10 важнейшим направлениям: Политика, Международные отношения, Патриотизм, Урбанистика, Здоровье, Карьера, Студенчество, Творчество, Предпринимательство, Медиа. Участие в обсуждениях по представленным направлениям было открыто для каждого человека 16–35 лет
Результатом работы каждой секции стала резолюция, в которой есть конкретные предложения по ключевым направлениям молодежной политики Санкт-Петербурга.
Секция «ПОЛИТИКА»
Актуальность
В настоящее время политика как сфера деятельности представляется одной из наиболее притягательных для активной части молодежи. Это объясняется несколькими основными причинами. Во-первых, политика является одной из наиболее ярких форм самореализации личности, что для современного молодого человека является существенным обстоятельством. Во-вторых, происходящие в настоящее время быстрые и масштабные геополитические изменения, исторические события вокруг Крыма и в связи с украинским кризисом резко актуализируют политическую повестку дня, вызывая острую потребность личностной и общественной реакции на эти вызовы.
В-третьих, специфика российского политического пространства такова, что ведущую роль в нем играет лидерский фактор, что так ярко проявляется в феномене высокого уровня общественного доверия к нашему национальному лидеру – В.В.Путину. В этих условиях вполне ожидаемо наибольший интерес молодежных активистов-участников Международного молодежного форума вызвала секция «Политика» (136 зарегистрированных участников).
Основные направления
- Кадровое направление (кадровый резерв);
- Публичные ценности и гражданская позиция;
- Социальный капитал;
- Межкультурная коммуникация и межнациональная миграция;
- Формирование законодательных инициатив в адрес исполнительных органов власти, законодательного собрания, местному самоуправлению;
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Совершенствование системы формирования кадров;
- Систематизация профильных направлений по организации мероприятий в сфере молодежной политики;
- Ценностная ориентация современной молодежи;
- Формирование молодежных организаций будущего на качественно новой идеологической платформе;
- Регулирование социальной напряженности;
- Внимание к традиционным ценностям, таким как семья и мораль;
- Отсутствие публичной идеологии и национальной идеи;
- Формирование законодательных инициатив;
- Проблема «ручного управления» государственного аппарата;
- Проблема манипуляций человеческим капиталом;
Принятые решения
- Сделать более прозрачной и понятной систему формирования кадрового резерва государственной и муниципальной службы — Направить предложение в Правительство Санкт-Петербурга;
- Создать гибкую мобильную систему наставничества в государственных организациях в целях профессионального становления молодых специалистов – Направить предложение в Правительство Санкт-Петербурга;
- Формировать базу востребованных на перспективу специальностей с учетом мнения основных объединений работодателей (ассоциации, советы, союзы) – Предложение направить в Правительство Санкт-Петербурга;
- Необходимо провести исследование эффективности молодежной политики по конкретным направлениям и уровням (муниципальном, районном, городском) с целью разработки и создания действующей системы мониторинга — Направить предложение Губернатору Санкт-Петербурга;
- Создание внутригородской системы взаимодействия Вузов, колледжей и школ по вопросам профориентации – Направить предложение в Правительство Санкт-Петербурга;
- Формирование системы организации проведения конкурсов «Лучший в профессии» на различных уровнях (муниципальном, районном, городском) – Направить в адрес Комитета по молодежной политике и по высшей школе и науки и Совета ректоров СПб ;
- Создать региональную программу по усовершенствованию миграционной политики в Санкт-Петербурге — Направить предложение в Правительство Санкт-Петербурга;
- Привлечь молодежь к участию в реализации ФЗ — «Об основах гражданского контроля» на всех уровнях (муниципальном, районном, городском);
- Развивать молодежное самоуправление на всех уровнях (муниципальном , районном, городском) для приобретения профессиональных навыков – Направить предложение в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
- Создать систематическую образовательную площадку для обмена мнениями, получения новых знаний, поиска единомышленников, коммуникации и содействию молодежи в реализации социально-значимых идей и проектов в условиях Санкт-Петербурга — Направить предложение в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Секция «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Актуальность
Международные отношения сегодня это вопрос не только межгосударственных коммуникаций на уровне глав правительств, а часть ежедневной жизни практически каждого человека. Знание иностранных языков, развитие новых средств коммуникаций, информационная открытость глобальных медиа каналов открыли доступ к мультикультурному взаимодействию.
Важность обсуждения тематики международных отношений в молодежной среде обусловлена стремительно растущим количеством возможностей для молодежи получить опыт жизни в мультикультурной среде. Необходимо оказать содействие молодым людям в получении информации о существующих возможностях для образовательных, волонтерских, трудовых вариантах посещения зарубежных стран. На фоне глобализации культуры, оказать ассистенцию в определении баланса между проявлением собственной культурной айдентики и готовности к восприятию мультикультурного окружения.
Содействие развитию международной мобильность молодежи это путь к устойчивому благополучию международных отношений нашей страны с мировым сообществом в долгосрочной перспективе. Взаимопонимание, зарожденное в молодые годы между представителями разных стран залог стабильного мирного существования в будущем. Сегодняшняя молодежь отдельных стран это те, кто уже в ближайшем будущем будут определять взаимоотношения внутри глобального сообщества.
Основные направления
- Развитие языковой среды и инфраструктуры в Санкт-Петербурге
- Повышение опыта мультикультурного взаимодействия молодежи
- Тренировка навыков самопрезентации и коммуникаций в мультинациональных сообществах
- Улучшение информированности о доступных возможностях получения опыта жизни, учебы и работы за рубежом
- Содействие продвижению молодежных международных проектов сотрудничества
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Проблемы, сдерживающие международную молодежную мобильность:
- Низкая информированность о разнообразии форматов участия молодежи в международных отношениях: членство в клубах, организация и участие в международных мероприятиях, волонтерство, вожатское движение
- Отсутствие опыта самостоятельной социальной адаптации к культуре другой страны и самопрезентации и коммуникаций в мультикультурных сообществах
- Задачи активизации международного сотрудничества молодежи:
- Повысить информированность молодежи о вне-образовательных возможностях международной мобильности
- Проинформировать о порядке вступления и участия в работе международных и зарубежных молодежных вне-политических негосударственных и некоммерческих объединений
- Повысить уровень внутристрановой подготовки к эффективной социальной адаптации в мультикультурной среде за рубежом
Принятые решения
- Рекомендовать и оказать содействие Комитетам по молодежной политике и Комитету по внешним связям в создании единого он-лайн сообщества с перечнем официальных партнерских международных молодежных, культурных и образовательных объединений с регулярно обновляемым графиком проектов доступных для участия молодежи из Санкт-Петербурга.
- Осуществить информирование руководителей международных молодежных объединений о порядке подключения к сообществу и возможности пополнения графика мероприятий.
- Сформировать инициативную группу из числа экспертов и участников секции руководителей языковых клубов при Вузах, активистов вне -вузовских языковых клубов и тематических культурных объединений к созданию методического пособия с инструкцией по организации и поддержанию деятельности языковых и культурных клубов. Полученное методическое пособие распространить среди профильных языковых и культурных организаций, зарегистрировавшихся на секцию и разместить в свободный доступ в сети интернет на ресурсах Форума.
- Поручить Российскому Союзу Молодежи и МосГорТур в срок до 01 января 2015 сформировать информационное письмо о графике на 2015 год и порядке участия в мероприятиях по подготовке молодежи к мультикультурному взаимодействию в частности школе молодежной дипломатии и курсах подготовки вожатых для международных лагерей. Направить информационное письмо в Комитет по молодежной политике, районные отделы по работе с молодежью, студенческие советы ВУЗов и разместить на интернет ресурсах Форума.
- Экспертам секции Форума в срок до 25 декабря предоставить Руководителю секции, а Руководителю секции опубликовать в группе Форума единый перечень доступных для российской молодежи зарубежных образовательных программ, стажировок, проектов клубов и мероприятий презентованных в ходе работы секции.
- Руководителю секции Форума в срок до 25 декабря 2014 направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по молодежной политике, Комитет по образованию, Комитет по внешним связям)
Секция «ПАТРИОТИЗМ»
Актуальность
Сегодня наш самолёт «Россия» входит в зону сильнейшей турбулентности, выйти из которой можно только при условии слаженной работы экипажа воздушного судна и безоговорочного доверия пассажиров. Надо понимать, что тот, кто находится у штурвала, видит гораздо больше, а, следовательно, может принимать взвешенные решения, право на которые командиру корабля выдали сами пассажиры. Другими словами, сегодня нам необходима максимальная консолидация вокруг позиций России, а она невозможна без чувства патриотизма и сопричастности. Эти чувства не возникнут, пока человек не получит целостное представление о своей стране.
Патриотизм — это мировоззрение, а не прилагательное, которое прикладывается к чему бы то ни было. Он рождается в семье, и осознанно воспитывается государством. Если в семье его не было, значит и воспитывать нечего — зачатков нет. Если есть, то нужно максимально помочь этим людям почувствовать этот стержень и наполнить его смыслом и содержанием и в этом во многом задача государства. От самой молодежи, конечно, зависит очень многое, но если государство не будет системно заниматься патриотическим воспитанием, проводя четкую последовательную политику в этом направлении, то говорить о патриотизме можно будет бесконечно. А лучший способ что-то сказать – это сделать.
Очень хорошо, что такие действия начинают предприниматься. И хочется надеяться, что это не случайные совпадения, а начало той самой систематической работы, в основе которой лежит преемственность мероприятий молодежной политики. В противном случае, патриотическое воспитание будет как повозка в известной басне Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука». Молодежь, воспитанная в духе патриотизма, должна уверенно отстаивать свои убеждения, быть разносторонней, яркой, смелой, а главное неравнодушной. Чтобы быть примером для остальных. А задача государства поддерживать эту уверенность, замечать эту молодежь и опираться на нее. Участниками патриотической секции стали совершенно разные по профессии и призванию молодые людей, потому что патриотизм человека не зависит от рода его деятельности.
Основные направления
- Научиться видеть события в комплексе
- Видеть достоинства над недостатками
- Патриотизм как ответственность за свою страну
- Почему моя страна ВСЕГДА права
- Мягкая сила в культурной политике
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Слабое знание истории своей страны
- Нарушены основы идентичности. Молодежь плохо знает родную культуру, традиции и обычаи, соответственно не идентифицирует себя с ними.
- Слабо развит внутренний туризм. Чтобы любить свою страну, нужно ее знать. Чтобы знать страну, нужно путешествовать по ней.
- Незнание сильных сторон своих регионов и страны в целом. Плохое представление о том, в каких сферах Россия является ведущей страной. Мы лидеры не только по добыче нефти. Нужно знать свои сильные стороны, ведь это дополнительный повод для гордости.
- Отсутствие Роспатриотцентра в Санкт-Петербурге. Мы единственный регион, где нет Роспатриотцентра.
- Необходимо формирование чувства сопричастности молодежи к истории страны, к ее жизни, к прошлому, настоящему и будущему.
- Восстановление связи поколений. Наши предки передают нам богатый опыт накопленный веками. Задача современного поколения передать этот опыт будущему, сохранив и приумножив его в настоящем.
- Отсутствие преемственности мероприятий молодежной политики
- Изменение подхода к освещению и подачи информации. Нужно подтягивать аудиторию вверх, воспитывая и формируя ее вкус и предпочтения, а не скатываться вниз, идя у аудитории на поводу и постоянно деградируя.
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по молодежной политике)
- Инициативная группа из числа организаторов и активных участников секции в срок до 1 мая инициирует создание в Санкт-Петербурге Роспатриотцентра.
- Инициативная группа из числа организаторов и активных участников патриотической секции в срок до 1 марта представляют в Комитет по молодежной политике программу региональных молодежных обменов.
- Предложение к молодежным советам районов Санкт-Петербурга взять на себя кураторство регулярной помощи ветеранам, живущим на территории района, с привлечением районных волонтерских организаций (мыть окна, помогать с уборкой квартиры и пр.)
Секция «УРБАНИСТИКА
Актуальность
Урбанистика – популярное на сегодняшний день направление, исследующее особенности развития городов. Как наука, урбанистика возникла сравнительно недавно, однако уже приобретает большую популярность – это связано с растущей популярностью к исследованию больших городов, которые в свою очередь, все время увеличиваются в своих размерах и в количестве.
Многие называют урбанистику наукой будущего, потому что именно на нее возлагается надежда на то, что, несмотря на рост населения планеты в геометрической прогрессии мы все равно сможем комфортно сосуществовать в городах. Урбанистика – это про soft и hard, про архитектуру города и его смыслы, про философию горожан и улиц.
Урбанистика – это про велосипедизацию и городской активизм, это про искусство городских улиц, которое город создает сам по себе – музыка подземных переходов, граффити, озеленение городов. Почему Петербург – культурная столица? Как развод мостов влияет на ценности петербуржца? Как архитектурный план города влияет на уровень счастья его жителей?
Основные направления
- Понятие урбанистики
- Разработка концепций развития города
- Роль городских организаций в развитии города
- Создание качественной и комфортной городской среды
- Создание сообщества из разрозненных жителей
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Разное понимание терминологии разными категориями горожан
- Разные точки зрения на то, кто должен развивать город и нести ответственность за его развитие
- Неэффективность публичных слушаний
- Иногда сложно найти общий язык
- Жители города не осознают, что именно они могут сделать для развития среды
Принятые решения
Секция «Урбанистика» проводилась в рамках Форума в сфере молодежной политики впервые, именно поэтому большая часть времени секции была уделена основным аспектам этой новой науки. По итогам работы секции были приняты следующие решения:
- Направить предложения в Комитет по молодежной политике о внесении темы «Урбанистика» в качестве одного из направлений работы молодежной политики Санкт-Петербурга
- Повышение уровня экспертности участников и руководителей социальных проектов по развитию городской среды через обмен опытом, в том числе через организацию образовательных мероприятий
- Направить в Правительство Санкт-Петербурга резолюцию секции и рекомендации секции, в том числе об изменении процедуры публичных слушаний.
- Предложить Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями включить секцию «Урбанистика» в качестве одного из направлений летнего образовательного форума «Всмысле».
- Пригласить экспертов, выступавших на секции, к дальнейшему взаимодействию в рамках форума «Всмысле»
- Собрать информацию о том, какие проекты в сфере развития городского пространства уже существуют, продумать, как молодежная политика в этой сфере может быть интегрирована в уже имеющиеся программы.
Секция «ЗДОРОВЬЕ»
Актуальность
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) становится все более и более актуальной темой в последние годы. Как тренд молодежной культуры, это пришло с Европы — увеличение внимания к своему организму, к режиму питания и сна, к необходимости физических нагрузок. Особенно это актуально в Санкт-Петербурге, как крупном городе, как в образце для множества других городов России.
С каждым годом увеличивается количество велосипедистов в городе, посетителем фитнес уже стали или собираются стать многие молодые петербуржцы. Растет увлечение спортивными дисциплинами, в том числе и зимними видами спорта. Но встает вопрос – а достаточно ли у молодежи знаний и источником информации о том, как правильно вести ЗОЖ, не губя себя диетами, изнуряющими тренировками и поглощением БАДов? Достаточно ли комплексно ведется государственная политика в области просвещения и поддержания роста популярности такого стиля жизни.
Возможно ли назвать ЗОЖ трендом и сделать его из тренда нарративным образцом поведения молодых людей нашего города? И что для этого нужно делать на разных уровнях общественной жизни? На эти и некоторые другие проблемы была акцентирована работа секции «Здоровье»
Основные направления
- Некоммерческие спортивные проекты (Беги за мной, Питер Стрит Геймз итп)
- Велосипедное движение
- Массовые пробежки и зарядки
- Клубы здорового питания
- Йога
- Workout – занятия на «доступных» тренажерах – том, что есть во дворе
- Программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди детей школьного возраста
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Отсутствие в семьях культуры питания
- Отсутствие в ОУ занятий по правильному питанию и принципам ЗОЖ
- Нехватка в НКО кадров и других ресурсов для проведения образовательных сессий в школах по профилактике ЗОЖ
- Дурной пример с экранов телевизора
- Стереотипы поведения «русского» — пьяница и курильщик
- Вызывающая отторжение и насмешку социальная реклама по теме
- Мало информации о доступных спортивных кружках и секциях
- Высокие цены на услуги бассейнов, тренажерных залов, тренеров
- Большой отсев детей в СДЮСШОР
- Устаревшая и неинтересная программа уроков ФК, ОБЖ и биологии
- Низкое качество столовых в высших и средних учебных заведениях
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по ФК и спорту, КПМП и ВОО)
- Руководители проекта «Энергия жизни» в срок до конца января должны внести в КПМП готовое предложение о проведении массовое мероприятие на одной из центральных площадок города по популяризации ЗОЖ
- Руководитель проекта «PSG» на ближайших мероприятиях, в том числе на летнем фестивале на Дворцовой площади – заменить обычный фудкорт здоровым питанием ( в сотрудничестве с А.Бельковичем и кафе “Las Vegan’s”)
- А. Бельковичу, эксперту – до лета 2015 изучить возможность проведения в Санкт-Петербурге в сентябре 2015 года фестиваля фермерских продуктов, выращенных в ЛО
- Руководитель секции – направить рекомендации в Комитет по МП и ВОО по вопросу проведения тематической смены «Здоровье» форума «Всмысле»
- Руководители проекта «Беги за мной» совместно с экспертом М. Ивановым до конца января подготовить предложение в КПМП о проведении совместного мероприятия по популяризации ЗОЖ
- Участники секции до 25 декабря 2014 года направить свои резюме руководителю проекта «Общее дело» shekov@obshee-delo.ru или artemrazum@mail.ru для помощи в проведении обучающих семинаров о ЗОЖ для школьников
- Координатору проекта «Скажи наркотикам-нет, жизни — да» до 20 декабря отправить в КПМП предложение о формах сотрудничества и необходимых сторонах поддержки проекта
- Руководителю секции – направить в КПМП предложение об усилении внимания к проектам в области ЗОЖ и возможности создания единой базы этих проектов с целью легкого поиска участниками проектов и наоборот
Секция «КАРЬЕРА»
Актуальность
Какую выбрать профессию и чем заниматься в будущем? Как построить карьеру своей мечты? Как стать востребованным специалистом? Какими качествами необходимо обладать, чтобы добиться успеха? Как узнать секреты профессионального развития и карьерного роста? Эти вопросы встают перед каждым, кто вступает о взрослую жизнь: кто оканчивает школу и выбирает Вуз, кто устраивается на работу или просто думает сменить сферу деятельности. Проблема выбора профессии особенно остра в современном мире и для молодежи этот выбор очень сложен, так этот выбор не только субъективен и зависит от желания человека, но и связан со многими объективными причинами: с социальными проблемами, политической ситуацией, экономическим положением, культурой и образованием.
Профессиональное самоопределение молодежи, стратегии поиска и устройства на работу, а также развитие профессиональной карьеры являются важными социальными проблемами. Ведь не секрет, что большинство студентов и выпускников сталкиваются со значительными трудностями при поиске работы и выборе своего профессионального пути. Необходимо содействовать трудоустройству молодежи, их карьерному продвижению, создать условия для свободного диалога между молодыми соискателями и работодателями.
Опрос, проведенный до форума, показал, что современная молодежь считает, что она точно знает о своей будущей профессии и будущей деятельности, однако, на практике, это мнение ошибочно. Современная молодежь находится на грани непонимания и тяжелого выбора своего собственного будущего.
Молодёжь — это движущая сила всего. Это наше будущее и будущее нашей страны. Представители молодежи и участники секции «Карьера»– талантливые молодые люди с высоким потенциалом, энтузиазмом и жаждой познания. Наша задача – направлять и развивать молодежь.
Основные направления
- Поиск работы и ситуация на рынке труда молодых специалистов в новых экономических условиях
- Инструменты оценки для молодых специалистов и выпускников, как подготовиться к интервью. Что делать после приглашения на собеседование. Как и где получать информацию о подготовке к этапам отбора.
- Профориентация — работа со школьниками и студентами. Связка: школа, вуз, предприятие. Актуальные предложения по инновационной модели профориентационной работы.
- Карьерное развитие — планирование и построение карьеры: ритейл, производство, карьера в науке и технике, советы от предпринимателя.
- Роль стажировок в системе профориентации и карьерного развития молодых. Взаимовыгодное сотрудничество: студент — потенциальный работодатель. Содействие трудоустройству.
- Популяризация рабочих специальностей, среднеспециального образования
- Организация научных лабораторий, исследований и молодежных проектов
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Отсутствие четкой системы профориентации
- Высокий % выпускников, которые работают не по специальности
- Отсутствие у молодежи интереса к рабочим специальностям
- Сложности с карьерным самоопределением молодежи
- Молодежь в большинстве своем не знает о том, как и где искать работу, более того не понимает кем хочет стать
- Особенности поколения У учитывают далеко не все работодатели
- Внедрение комплексной системы стажировок – школа, вуз, предприятие.
- Молодые специалисты не обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы стать «готовыми» специалистами
- Завышенные ожидания студентов и выпускников от работодателей
- Трудовая миграция – «утечка мозгов»
- Нехватка навыков и знаний у молодых специалистов о том, как строить карьеру
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по МП, комитет по занятости)
- Руководитель секции – направить рекомендации в Комитет по МП по вопросу проведения тематической смены «Карьера» форума «Всмысле»
- Наталья Бочарова, эксперт секции «Карьера» должна направить рекомендации и предложения по инициации молодежных тематических социально-значимых проектов в сфере карьерного развития в Комитет по МП (молодежные форумы, научные лаборатории, тематические мероприятия в области науки и техники, в том числе образовательного формата).
- Сергей Морозов, эксперт секции Карьера должен направить описание проекта по инновационным решениям в профориентации: школа инновационных решений «Орион» и «Университет будущего» в Комитет по МП и в Комитет по занятости.
- Руководитель секции Форума должен собрать предложения экспертов по поддержке работодателей, организующих стажировки для студентов и выпускников (к примеру, налоговые льготы и т.д.) и отправить их в Комитет по занятости.
- Руководитель секции должен отправить предложение по проведению цикла образовательных лекций в сфере карьерного развития в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР».
- Татьяна Паклинская, эксперт секции «Карьера», должна отправить описание проекта «Преемники знаний», успешно реализованного на Балтийском заводе, в Комитет по МП и Комитет по занятости.
Секция «СТУДЕНЧЕСТВО»
Актуальность
Цель секции «Студенчество» — разработать концепцию молодежной политики в сфере студенческого самоуправления Санкт-Петербурга на основе лучших предложений экспертов и молодежного сообщества, направленных на создание эффективной организационной структуры органов студенческого самоуправления и решение актуальных проблем студенчества. По итогам работы секции Петербургского Международного Молодежного Форума 2.0 секции «Студенческое самоуправление», можно выделить основные области развития ГМП в области студенческого самоуправления:
- Студенческое самоуправление в вузе;
- Студенческое самоуправление на уровне города;
- Студенческое самоуправление в системе от ученического к молодежному;
- Студенческое самоуправление на Всероссийском и Международном уровне;
Основные направления
- Качество образования и развитие науки
- Демократизация выборов и расширение полномочий органов студенческого самоуправления вузов, совершенствование структуры органов студенческого самоуправления
- Взаимодействия органов студенческого самоуправления между собой и с администрацией
- Студенческий совет Санкт-Петербурга
- Нормативно-правовая база ОССУ
- Мотивация студентов
- Гражданская позиция молодежи в студенческом самоуправлении
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- эффективность организационной структуры органов студенческого самоуправления;
- взаимодействие органа студенческого самоуправления с администрацией образовательного учреждения;
- межвузовское взаимодействие и сотрудничество органов студенческого самоуправления;
- роль студенческого самоуправления в повышении качества образования и развития науки;
- участие студенческого актива в совершенствовании социальной инфраструктуры вуза;
- проблемы преемственности и трансляции опыта в системе студенческого самоуправления;
- способы мотивации актива, причины низкой заинтересованности студентов в мероприятиях;
- новые формы студенческих самоорганизаций;
- студенческое самоуправление, как способ формирования активной гражданской позиции молодежи;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы ОССУ;
- причины низкой заинтересованности студентов к участию в самоуправлении в образовательной организации
- развитие и поддержка молодежных проектов и инициатив, разработанных и реализуемых органами студенческого самоуправления;
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти
- Проведение всеобщих и открытых выборов или другого эффективного механизма устраивающего студентов данного вуза, для демократизации выборов, и расширение полномочий органов студенческого самоуправления вузов;
- Совершенствование структуры органов студенческого самоуправления, создание эффективной организационной структуры;
- Включение ОССУ в образовательный процесс, а именно в процесс оценки качества образования, развития науки и учебы, связанных с ними мероприятий, внедрить методики оценки качества образования в вузах/ссузах, сформировать студенческие центры по качеству образования.
- Студенческому совету Санкт-Петербурга внести поправки в положение, вынести на общественное обсуждение. В поправках отразить предложения по процедуре делегировании не менее двух членов совета, выбранных в вузе путем голосования на собрание в ОССУ данного вуза. Принять на общественном обсуждении;
- Сформировать рабочую группу по созданию и укреплению взаимодействия и сотрудничества органов студенческого самоуправления, проводить межвузовские вебинары, конференции, форумы, спортивные и интеллектуальные игры;
- Проводить мониторинг качества образования и науки, организовывать и участвовать в мероприятиях по повышению качества образования и развития науки;
- Провести опрос о причинах низкой заинтересованности студентов в мероприятиях, выявить проблемы и работать в данных направлениях, найти новые способы мотивации актива;
- Создание и развитие новых форм студенческих самоорганизаций в различных направлениях и сферах, интересующих молодежь;
Секция «ТВОРЧЕСТВО»
Актуальность
В процессе подготовки к Форуму мы несколько раз слышали в адрес нашей секции вопрос, а какие могут быть проблемы в творчестве и собственно у творческой молодежи, насколько актуально это направление? Наличие нашей секции на Форуме, ее наполненность и живость обсуждения вопросов – самое яркое тому доказательство, что если не проблемы, то уж сложности и неразрешенные вопросы у нашей творческой молодежи есть.
В первую очередь необходимо раскрыть понятие «творчество» – это процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Конечно, в основном, понятием творчество мы определяем именно художественное направление, а ведь творчество организатора, изобретателя, научное творчество – это тоже творчество. Как мы видим, «творчество» – очень широкое понятие, а это значит, что его проблемы (особенно современного и молодежного) недостаточно хорошо изучены на сегодняшний день.
Почему творчество и молодежь неразрывно связаны, почему все больший процент молодых людей причисляет себя к творческой среде? А все потому, что именно пытливый молодой ум быстрее схватывает новые веяния, фиксирует новые социальные проблемы, способен на открытия, смелые шаги и новые точки зрения. Сама же творческая молодежь, несомненно, является наиболее активной и дееспособной частью молодого поколения Санкт-Петербурга.
В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства; тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня. С ростом ценности образования и необходимости ориентации молодых людей на собственные силы в профессиональной подготовке, особую актуальность приобрели различные способы поддержки творческих способностей талантливых молодых людей.
Результатом обсуждения секции творчество стали выводы и рекомендации участников Форума Комитетам Культуры и Молодежной политики Санкт-Петербурга, а также широкой общественности, заинтересованной в развитии творческой сферы.
Основные направления
- Творчество, как уникальное многогранное динамично развивающееся явление: идентификация новых современных творческих направлений (fashion, граффити и стрит-арт, современные виды танцев, handmade и т.п.)
- Взаимодействие творческой молодежи и города, как возможность заявить о себе. Творческие проекты, направленные на улучшение\украшение городской среды, создание новых объектов культуры и искусства, инициация (как городом, так и молодежью) городских и районных фестивалей творчества.
- Молодежные творческие советы, инициативные группы при Комитете по культуре\ Комитете по молодежной политике\ Администрации города, как прямой канал коммуникации с городскими властями, как возможность получить обратную связь, наладить диалог, а также удовлетворить образовательные интересы, активизировать деятельность и реализовать планы творческой молодежи.
- Выявление существующих возможностей в виде государственной поддержки творческой молодежи и талантливых людей (гранты, субсидии, учебно-образовательные программы, меры поддержки и другая помощь правительства города), как стимул к активности и развитию.
- Перспективность выбора молодежью творческих профессий (начиная от выбора места обучения): проблемы дальнейшего трудоустройства и самореализации.
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Низкий уровень информированности молодежью о вариантах поддержки со стороны государства. Понимание господдержки у молодежи сводится лишь к вопросам финансирования проектов, хотя, безусловно, содействие может быть не только финансовым, не менее важна и просветительская работа с молодежью.
- Недостаточное информирование о проводимых мероприятиях, посвященных творческим проблемам (конференции, форумы), нехватка таких мероприятий в принципе.
- Существующая в данный момент система коммуникации и обратной связи между государственными структурами и творческими субъектами остаётся малоэффективной, из чего следует недостаточное понимание проблем творческой молодежи со стороны властей.
- Наблюдаемая и ощутимая пассивность самой молодежи в вопросах собственного развития и профессионального роста.
- Наиболее актуальной задачей на данный момент видится совершенствование коммуникационных каналов между госструктурами, общественными организациями и молодежью. Отсутствие открытых общедоступных информационных площадок для системного размещения информации, как о вариантах поддержки, так и регистрации творческих проектов.
- Сомнения молодежи в выборе творческой сферы, как вида профессиональной деятельности, приносящий доход и обеспечивающий достойный уровень жизни: повышение престижа молодежного творчества и творческих профессий в целом.
- Недостаточный уровень ведения просветительской работы среди населения по вопросам искусства (в том числе современного и молодежного), обсуждения актуальности современного искусства для жителей нашего города.
- Отсутствие т.н. «творческого инкубатора» для поддержки начинающих талантливых молодых людей, где будет налажена система координации и менеджмента, продюсирования любых творческих проектов, что окажет значительную помощь творческим субъектам.
Принятые решения
- Рекомендовать комитетам по культуре и молодежной политике ежегодно проводить Форум и\или конференции, посвященные актуальным вопросам творческой молодежи, для обсуждения и решения проблем, связанных с молодежной политикой в сфере именно творчества. Дополнение и включение секций о творчестве в уже существующие мероприятия (например, Молодежный Карьерный Форум). Создание новых площадок может стать хорошим стимулом для укрепления международных культурных связей, нахождения новых форм диалога и сотрудничества между государственными структурами, образовательными учреждениями, организациями, представляющими интересы различных творческих направлений и самой молодежью в целом.
- При поддержке правительства города инициировать создание отдельного информационного портала (если уже есть, то на базе существующего, такого как сайт Комитета по МП и ВОО), который будет объединять всю актуальную информацию о программах, конкурсах, грантах, проектах, творческих союзах и образовательных учреждениях, который будет адаптирован под молодежь и будет отвечать ее интересам. В этом случае можно ожидать, что творческая активность молодых людей увеличится и обеспечит формирование более высокого уровня культуры.
- Объявить общегородской конкурс на разработку дружественного интерсфейса информационной платформы под рабочим названием «СО-Творение» для взаимодействия, общения творческой молодежи между собой и органами власти.
- Разработать проект «Творческий инкубатор», для чего необходимо создать инициативную группу до конца января 2015, силами этой группы при участии Комитета разработать проект «Творческий инкубатор» в срок до конца февраля 2015, направить текст проекта «ТИ» в Комитет по МП и ВОО, а Комитету по МП и ВОО назначить ответственных за реализацию этого проекта лиц.
- Вовлечение молодежи в творческие объединения и союзы (на базе проекта «Творческий Инкубатор», как наиболее эффективного способа кооперации и достижения профессиональных высот).
- Выявлена необходимость проведения Социальных исследований актуальных проблем и путей их решения, ценностей, ориентированности творческой молодежи и культурной жизни города.
- Рекомендовать Российскому совету ректоров создать объединенную открытую информационную площадку ВУЗов творческой направленности с целью донесения актуальной и полезной информации о возможностях, грантах, программах поддержки до абитуриентов и студентов этих ВУЗов.
- Активизировать проведение мероприятий и доступных мастер-классов для населения и в т.ч. молодежи, наладить процесс донесения информации о проводимых мероприятиях (через Муниципальные образования, администрации районов, через руководителей образовательных учреждений) с целью ведения просветительской работы.
- Создание серии мотивирующих молодежных тв/интернет-проектов по пропаганде творческих суб-культур (наподобие шоу «Танцы на льду», после которого наблюдался заметный рост интереса к фигурному катанию).
Секция «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Актуальность
Предпринимательство – будущее экономики нашей страны. Оно не только дает возможности для самореализации и воплощения в жизнь собственных идей, но и создает новые рабочие места. Вчерашние стартапы становятся корпорациями, а их собственники — миллионерами. Многие считают, что именно в бизнесе можно доказать самому себе, что ты способен на большее. Растет актуальность идеи своего бизнеса и в среде молодых людей. Некоторые из них уже попробовали себя в работе по найму и осознали, что она не дает им возможности для самореализации. Всё больше молодых людей и девушек начинают осознавать, что любое хобби может стать прибыльным делом жизни, если подойти к нему осмысленно и ответственно.
Возможность познакомиться с опытными предпринимателями, наладить связи, получить обратную связь — сегодня это становится доступным. Всё это формирует достаточные условия для поиска потенциальных партнеров, помогает в реализации совместных проектов и реализации собственных идей. Молодые люди это осознают, отсюда растет количество создаваемых ими компаний, которые также называют “стартапами”. Так молодые люди вносят свой вклад в рост ВВП и укрепление рубля.
Основные направления
- Программы поддержки начинающих предпринимателей в Петербурге — как молодые люди могут ими воспользоваться.
- Формирование стартап-культуры и карты благоприятных для стартапов мест (бизнес-инкубаторы, акселераторы, инвестиционные фонды, центры развития предпринимательства) в Петербурге — где и как будут знакомиться будущие “Мирилашвили” и “Дуровы”.
- Образование предпринимателя — где и как можно получить в Петербурге такие знания.
- Пропаганда идей предпринимательства в обществе (не только в среде молодых людей) — предприниматели как новые рок-звезды.
- Вовлечение в предпринимательство на уровне школы.
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- До конца не ясны стратегические ориентиры молодежной политики города в сфере предпринимательства.
- Слишком глянцевый портрет предпринимателя в глазах молодежи. Молодые люди увлекаются идеей предпринимательства, но до конца не вникают в чем суть этой профессии, видят только красивую рекламную обложку, не готовы работать много и хорошо. В то же время в самой стране в среде людей среднего и преклонного возраста не так высок престиж профессии предпринимателя, она до сих пор ассоциируется с нечестным переделом собственности в середине 90-х гг.
- Молодым людям не хватает внятных ориентиров и правил игры. Пока такие яркие предприниматели как Евгений Чичваркин будут покидать страну и вести бизнес в Лондоне, у молодых людей не будет возникать ощущения, что в стране хороший бизнес-климат и вообще бизнес — это безопасно.
- Не хватает понятной и обновляемой карты благоприятных для стартапов мест и организаций (бизнес-инкубаторы, акселераторы, инвестиционные фонды, центры развития предпринимательства — как государственные, так и частные).
- Имеет смысл определить наиболее перспективные сферы бизнеса для молодого поколения, чтобы молодые люди понимали, чего хочет общество и город и удовлетворяли уже существующий спрос, а не выдумывали бизнесы на пустом месте.
- Роль молодых бизнесов в городской экономике до сих пор мизерна.
- Проблема низкой проработанности бизнес-проектов, недостаточно развиты презентационные навыки. Это делает начинающим предпринимателям не достаточно интересными для опытных инвесторов.
- Остается актуальной проблема низкой информированности о программах поддержки начинающих предпринимателей.
- Перспективы выбора профессии: в какой момент человек должен понять, что из него выйдет хороший предприниматель, кто и где должен провести такое проф. тестирование.
- Общий экономический климат, кризисные настроения, колебания курсов валют вряд ли вдохновляют на то, чтобы открыть свое дело.
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по МП и ВОО).
- Автор газеты “Деловой Петербург” Анастасия Жигач в срок до 25 февраля обещала инициировать публикацию материала о проекте StudyQA, представленном на краш-тесте.
- Руководитель секции направит рекомендации в Комитет по МП и ВОО по вопросу проведения тематической смены “Предпринимательство” на форуме “Всмысле”.
- Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Петербурге пригласил самых активных участников секции принять участие в качестве слушателей в конференции SPb Startup Day (14.12.14).
- Руководитель секции в срок до 31 марта 2015 г. опубликует истории самых интересных проектов, представленных на секции, в старейшем бизнес-сообществе социальной сети “ВКонтакте” — vk.com/next (180 тыс. подписчиков).
- Луиза Алексадрова, председатель НП «Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов», предложила добавить в техническое задание следующего форума мастер-класс по подготовке проектов для презентации инвесторам и выразила готовность выступить в качестве исполнителя.
- Алена Зуева, главный специалист отдела экономической и правовой поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП), пригласила слушателей на бесплатный семинар, посвященный развитию навыков работы с аудиторией и ведению переговоров (9.12.14). Она рассказала собравшимся о том, какие программы поддержки предоставляет правительство города для развития предпринимательства, о порядке и процедуре подачи пакета документов, о том, какие основные ошибки предпринимателей при подготовке заявок препятствуют получению субсидий и грантов, а также предложила следить за обновлениями программ на сайте ЦРПП.
Секция «МЕДИА»
Актуальность
В современном мире коммуникация становится одной из базовых потребностей человека. При этом профессиональное сообщество сталкивается с рядом проблем – особо остро сегодня встает вопрос компетентности выпускников профильных специальностей – пиарщиков и журналистов.
Многие считают, что коммуникация полностью уходит в онлайн, однако в этом направлении наиболее важным становится вопрос взаимосвязи онлайн и офлайн – коммуникации. Для этого нужны свежие идеи и профессионалы совершенно другого уровня – те, кто легко ориентируется в хитросплетениях социальных сетей, интернет-журналов, однако не забывает про реальные события, которые будут интересны СМИ.
Секция организована для выявления сложностей и устранения недостатка теоретических и практических знаний в новых медиа. Свободная дискуссия позволит молодежи погрузиться в профессиональную среду, познакомиться с профессиональным сообществом и лидерами мнений. Практический формат взаимодействия создает возможность не только получить обратную связь у признанных экспертов, но и найти новые идеи, а также партнеров для уже реализуемых проектов.
Основные направления
- Медиасреда в Петербурге — как и где молодые люди могут познакомиться с профессионалами.
- Комплекс образовательных услуг от практиков.
- Образование в медиа среде — где и как можно получить в Петербурге практические знания
- Новые медиа — информирование молодежи через лидеров мнения.
- Вовлечение в практику с первого курса университета.
- Деградация журналистики или ее перерождение?
- Работа в медиа: вымирающие профессии и профессии будущего
Поставленные в ходе дискуссии задачи и проблемы
- Знания вузов в сфере новых медиа потеряли актуальность, информация устарела. Где получить недостающие знания?
- Какие знания и умения нужны сегодня специалисту в сфере новых медиа?
- Недостаточное информирование студентов о будущей профессии.
- Нехватка практических знаний во время обучения.
- Как устроиться на работу по специальности после окончания вуза?
- Как взаимодействовать с профессиональной средой?
- Выпускники медиа не готовы идти на небольшую заработную плату и работать по специальности, хотя знаний и опыта недостаточно.
- Остается актуальной проблема низкой информированности о бесплатных лекциях для молодежи, открытые встречи в вузах города, куда бы смог прийти любой желающий.
- Перспективы выбора профессии: в какой момент человек должен понять, что из него выйдет хороший медиа-специалист, кто и где должен провести такое проф. тестирование.
- Неоправданная медлительность госструктур отбивает желание молодежи искать поддержки у государства. У молодежи нет понимания к кому и по какому вопросу обращаться для решений их вопросов по проектам в органах государственной власти. Как найти контакты и связи в органах государственной власти?
Принятые решения
- Руководитель секции Форума в срок до 25 декабря должен направить результаты работы секции, в том числе резолюцию секции, в соответствующие органы исполнительной власти (Комитет по МП и ВОО).
- Предлагаем вынести на обсуждение создание единого централизованного портала, где студенты и выпускники смогут узнавать об открытых лекциях в вузах, о бесплатных тематических встречах, о бесплатных и платных профессиональных курсах, мероприятиях.
- Наладить коммуникацию в области медиа с профессионалами рынка. Договориться о том, чтобы интернет-агентства и редакции изданий информировали представителя Комитета или другое ответственного лицо о стажировках и практиках. Задача ответственного лица — вносить информацию на портал, делать рассылку по студентам.
- Рассмотреть возможность о международном профессиональном обмене в области медиа. Например, отправлять успешных студентов или тех, кто работает над своим проектом.
- Ввести обязательную профориентацию в старших классах школы. Это сэкономит бюджетные места и уменьшит количество отчисляемых студентов.
- Разработать проект “питомника” (бизнес-инкубатора) для молодых медиа специалистов.
- Проводить открытые наборы на психологические тренинги коммуникативной направленности в вузах или создавать специальные проекты для молодежи. У студентов есть страх идти в профессиональную среду, общаться с профессионалами рынка и лидерами мнений. Если такие мероприятия уже проводятся, доносить информацию до молодежи.
- Информировать на понятном для молодежи (студентов) языке о возможности получить господдержку проектов в области медиа. Написать четкую инструкцию и требования к проектам, а также информацию о том, куда нужно подавать заявки и что можно получить от государства для его поддержки.
- Пролоббировать создание кафедры интернет-журналистики в одном из вузов Петербурга или создать специальный проект для студентов, который закроет пробелы в необходимых знаниях.
- Медиа специалист должен обладать широким спектром знаний и навыков. Например, не хватает знания в области видеомонтажа, продвижения проектов в интернет-среде и др. Создать активности для получения этих знаний.
подробнее: spbmmf.ru