В школе № 263 московского района Отрадное ученик 10-го класса Сергей Г. устроил стрельбу. Вооруженный двумя винтовками, школьник убил учителя географии Андрея Кириллова и одного из полицейских, прибывших по вызову, Сергея Бушуева. Школьник взял в заложники целый класс. Два десятка учеников он удерживал около получаса. Сдаться преступника уговорил его отец, прибывший в школу. После задержания с подростком начали работать следователи, в задачи которых входит, в том числе, и выяснение причин произошедшего.
Известные российские психологи, побеседовавшие с корреспондентом журнала «Наша молодежь», в числе причин, побудивших подростка совершить преступление, называют недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей и учителей.
«Тот же Брейвик тренировался на “стрелялках”»
– Это частный случай, но он показательный: случившееся демонстрирует высокую степень напряженности в школе, — заявила Ольга Маховская, автор книги «Как спокойно говорить с ребенком, чтобы он потом вам дал спокойно жить». — Современные школьники нацелены на успех и вынуждены работать по полной программе, чтобы соответствовать стандартам. Иногда это доводит детей до психотического состояния. В нашем случае не сработала вся система: родители перегнули палку, замотивировав школьника на успех, учителя не поняли, что плохая оценка будет для школьника стрессом, большим, чем для другого ученика. Есть школьники, для которых «двойка» — привычное дело, а этот хотел быть супергероем.
– Срыв у мальчика произошел на почве перфекционизма, — продолжает Маховская. — Дети-перфекционисты хотят, чтобы все было идеально, все на «пять», а маленькое снижение оценки они переживают мучительно. Таких детей должны сопровождать психологи. Если говорить о том, как исполнялось убийство, то тут можно обвинить компьютерные игры. Тот же Брейвик долго тренировался на «стрелялках» перед тем, как совершить массовое убийство. Наверняка, что-то подобное было и здесь.
– А ведь мальчик был спокойным и адекватным… — вздыхает семейный психолог Ирина Обухова. — Дело в том, что когда дома детей заставляют быть такими, какими они должны быть по мнению родителей, ребенок может внешне не проявлять агрессии. Но агрессия растет внутри и когда она выплеснется наружу, неизвестно. Выявить это тяжело, неизвестно, когда агрессия достигнет критического уровня. За этим должны следить родители, которые зачастую допускают ошибки в воспитании детей. В современных семьях ребенка принуждают быть как все. В его поведении подавляются все негативные вещи, он должен подстраиваться подо все, к примеру, под учителей, которые ему не нравятся. Ребенку некуда деться, и в нем копится агрессия.
– Есть и другая версия произошедшего, — добавила Обухова. — Это подростковая агрессия, возникающая вследствие недовольства жизнью, когда молодому человеку скучно жить и кажется, что ничего вокруг не происходит. Подросток в таких случаях ищет кто виноват. И виноватых найти просто: кто-то сверстников бить начинает, а кто-то доходит до таких крайних мер.
Со времен Беслана ничего не изменилось
По факту трагедии СК возбудил уголовное дело по статьям 105, 206, 317 УК РФ («Убийство», «Захват заложников», «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов»). Сергею Г. грозит до десяти лет колонии. Главный редактор сайта Demographia.net Игорь Белобородов обратил внимание на проблему безопасности в российских школах. «Наши школы не готовы к атаке злоумышленников, — заявил он. — Как я вижу, со времен бесланской трагедии не было сделано никаких выводов».
– Меня смущает содержание нашего образовательного процесса, — добавил Белобородов. — Родители все чаще говорят, что их дети перегружены информацией. К тому же в наши школы часто проникают разного рода сомнительные организации, которые пытаются навязать нашим детям что угодно — от рекламы презервативов и гигиенических товаров для девушек до более серьезных вещей, когда занимаются сексуальным просвещением с юного возраста и детей фактически вовлекают в порноиндустрию. Когда я был с рабочей поездкой в Казани, ко мне подошли родители школьников и пожаловались на то, что детей в четвертом классе подвергли массированной пропаганде гомосексуализма. И произошло это не где-нибудь, а на уроке французского языка с иностранным учителем. Неизвестно еще, что хуже: убить человека или сделать из него нравственного инвалида
Жуткая депрессия
– Сейчас у подростка период отрезвления и жуткая депрессия, — резюмировала Ольга Маховская. — Грамотные врачи должны понимать, что сейчас в его случае велик риск суицида. Случившееся в школе № 263 — это урок для всех, мы должны понять, что гипермотивированных детей тоже нужно отслеживать и научиться выпускать пар из этого котла.
Василий Клочков