Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Как учили детей двадцать лет назад — сегодня уже не работает

17. 12. 2015 848

Булин-Соколова

На сегодняшний день сложно представить жизнь человека без компьютеров, различных девайсов, цифровых устройств, интернета. Несколько лет назад люди спокойно обходились без всего этого.

Появляются новые стандарты в образовательном процессе, внедряются различные медиа технологий – как следствие, предъявляются серьезные требования к педагогам, родителям и к самим детям. Тема медиаобразования в последнее время стала очень актуальна, многие педагоги и ученые-исследователи подчеркивают её особую важность. Разобраться в этой теме и подробней изучить новые изменения нам помогла доктор педагогических наук, заведующая кафедрой информационных технологий МПГУ Булин-Соколова Елена Игоревна – участник конференции «Медиаобразование 2015», которая прошла в Московском педагогическом государственном университете 11 декабря 2015 года.

 

— Елена Игоревна, расскажите, как обучают современных детей в школах и какие медиатехнологии в настоящее время используются в образовательном процессе?

— Если мы говорим про школу и про медиаобразование, то стоит  этот разговор вести в рамках, которые обозначены в федеральных документах и такими документами являются «Профессиональный стандарт педагога» и «Федеральный Государственный образовательный стандарт», который в 2009 году приняло Министерство Образования. Стандарт задал новую парадигму образования, новый вектор его развития, обозначив то, что сменилась система приоритетов в образовательных целях. В стандарте фиксируется, что основными приоритетами в начальном общем образовании является мотивация ученика и основные навыки запоминания. Полностью сформировать это умение в начальной школе, не удастся, но иметь его как важную стратегическую цель требуется и об этом говорится в стандарте.

 

Дальше – способность самостоятельно искать, обрабатывать, представлять другим информацию, делится информацией, иметь точку зрения по поводу информации. Это тоже один из важнейших результатов таких метапредметных компетентностей. Кроме того в стандарте говорится о том, чтобы научить детей самостоятельно отыскивать способ решения новой задачи, которую никто никогда не объяснял, такая компетенция важна. Умение извлекать смыслы из того, что написано в текстах, того что говорится людьми, умение слушать, слышать и понимать, развитие критического мышления становится тоже принципиально важным. Везде нужно формировать читательские компетенции и умение работать с информацией. Если вернутся к требованиям информационно-коммуникационным компетентностям (ИКТ), которые конечно и формируют то, что мы называем медиаграмотностью то, это не только умение считать, читать, писать, а еще что-то, что является такой грамотностью, без которой человек не может быть успешным, не может продолжать учится, развиваться, получить профессию в современном мире. Формирование этих информационно-коммуникационных компетентностей являются тоже одной из основных задач, которые и создают фундамент новой грамотности.

 

SONY DSC

 

В стандартах начальной школы совершена некоторая революция, новый стандарт вводит новый инструмент письма. Выпускник начальной школы должен вводить в слепую дестью пальцами текст с клавиатуры компьютера. Поэтому наряду с каллиграфическим письмом, которое останется данью традиций и некоторым искусством, параллельно вводится функциональный инструмент письма, которым пользуется сейчас человечество, работая с клавиатурой. Это значит, что у нас появляются реальные возможности учить маленького человека улучшать и совершенствовать свой текст, и это благодаря информационным технологиям. Это радикально меняет, конечно, всю историю  письма в школе,  работы с текстами в школе, с мотивацией в начальных классах, игнорировать это невозможно. Так же в требованиях стандарта кроме письма на клавиатуре¸ еще говорится о том, что выпускник начальной школы должен обладать способностью фиксировать свои наблюдения окружающего мира, деятельность других людей с помощью разных цифровых устройств, а именно: уметь снимать на фото, видео, записывать звук и редактировать, сохранять , транспортировать на расстоянии.

 

Инструменты, которые позволяют это делать, сейчас столь просты и удобны, что это может уже делать пятилетний ребенок, что уж говорить про выпускника начальной школы. Кроме того в стандарте говорится еще о том, что на занятиях по окружающему миру, ребенок должен вести исследования ставить эксперименты, изучать природу, разнообразные явления, изучать себя, используя при этом различные исследовательские инструменты, в том числе и цифровые: спутниковые изображения, цифровые карты, GPS. Все это становится частью среды, в которой ребенок обучается, и умение использовать все это адекватно, является важными компетенциями ученика начальной школы живущего в 21 веке. Так же в стандарте говорится, что на занятиях материальными технологиями важно и хорошо использовать информационные технологии,  ребенок должен уметь создавать анимации, мультипликации. На уроках изобразительного искусства использовать разные графические редакторы и инструменты компьютерного рисования, а так же моделирования. Даже про музыку тоже сделан целый ряд революционных заявлений, в частности связанных с тем, что результатом обучения в начальной школе должны являться опыт и способность ребенка играть на музыкальных инструментах, то есть не только слушать музыку и рассуждать о ней, но и самостоятельно делать её с помощью различных музыкальных инструментах, а так же умение сочинять музыку. Информационной средой является не только компьютеры, объединенные в сеть, не только программные обеспечения, которые на них установлены, но и люди которые умеют все это делать, со всем этим работать, то есть учителя.

 

—  Скажите, а не рано ли в таком раннем возрасте вводить ребенка в информационную среду, не слишком ли трудны для него будут выполнение поставленных задач?

— Как вы прекрасно знаете и видите все, что происходит вокруг вас, не сложно. Если вы пишете что-то на компьютере, и к вам на коленки залезает ваш ребенок, он садится, наблюдает, интересуется. И только вы отошли, он сел и нажимает на эти буквы, вот рано туда ему нажимать или нет? Ну, можно сказать, что рано, но что вы вместо этого хотите ему предложить? Вместо этого вы можете положить ему листок и написать там эти буквы, а это вовремя?  Если он хочет этим заниматься, то не рано. Если он видит, как вы снимаете на видеокамеру или на телефон то, как он играет с кошкой, ему тоже хочется это попробовать. Можно вместе с ребенком снять кино про домашнее животное, рассказать про него, а потом это кино вы отправите по интернету бабушке. И бабушка из другого города ответит ребенку, что он молодец. А может, пока мы всем этим заняты, закрыть его в детской и пусть он там смотрит телевизор, и впитывает всю эту безвкусицу? Но ведь можно в это время заниматься с ним чем-то полезным. Все то, что мы подозреваем для ребенка рано, находится от него на расстоянии вытянутой руки, и он видит, что все люди вокруг него живут с этим, а вы собираетесь оградить его и рассказывать о том, что ему это рано, когда всем в самый раз.

 

8232013-brn-ved-for-lidt-om-nettet---1

 

— Тогда, как родителям научить детей различать хорошую и плохую информацию, ведь есть такие компьютерные игры и программы, которые вырабатывают зависимость?

— Допустим, нет информационных технологий, и ваш ребенок просто ходит из дома в школу, а в уличных палатках продаются журналы для взрослых или рекламы на баннерах каких-нибудь ужастиков, вот как вы с этим обходитесь, как родитель? Я честно объясняю ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, и в этом смысле позиция родителя по отношению к технологиям никак не отличается от его же позиции по отношению ко всему, с чем сталкивается ребенок. Вот, например, сидит мужик на лавке пьет пиво и ругается матом, вы не можете исключить это из жизни, но вы можете дать свои комментарии и он, доверяя вам, уважая вас, начинает смотреть на жизнь вашими глазами.

 

Детям интересно иногда делать то, что не разрешается, например, смотреть то кино, которое вы бы не хотели, чтобы он смотрел, но вы как человек взрослый и грамотный должны предусмотреть такую возможность и понимать, как здесь быть, это вопрос о воспитании, о педагогике. Надо честно, позитивно, конструктивно взаимодействовать со своим ребенком, пытаясь сформировать и передать ему ваши ценности. Самое главное в успешном воспитании — это сохранение отношений в любых ситуациях между ребёнком и родителем. Если у вас есть отношения, взаимопонимание, то используя это, имея доверие, вы можете с ребенком разговаривать, он будет слушать вас и понимать. Можно не разрешать детям ходить с телефонами в класс, писать смс-ки на уроках или играть в игру, но это не значит что, выйдя из школы, он не будет в нее играть, а как же с этим быть?  Как и со всем остальным, мы понимаем, что просто запрещать что-то, не объясняя, не предлагая что-то взамен, это не способ.

 

— Большинство людей привыкли, что компьютер и интернет все делает за них. Не утратится ли со временем, из-за этого, способность анализировать, самому выбирать, например, книгу, находить нужные строки и выписывать их, а так же все, что связанно с моторикой?

—  В свое время Платон очень резко отреагировал на всю историю с возникновением письменности. Он говорил, что из-за этого люди утратят способность к хранению информации в своем сознании, потеряют память, не смогут отличить хорошее от плохого. А дети, вырастающие в эру письменности, будут только понаслышке понимать о чем-либо, будут только казаться умными, оставаясь малограмотными. Сегодня мы с вами понимаем, что Платон был не прав, что случилась эта самая революция, когда знания можно было отделить от человека и начать передавать на расстоянии миллионам людей. Да, цивилизация многие вещи в человеке разрушает, мы не так быстро бегаем и не так ловко лазим по деревьям, и многие свои природные способности человек утратил. Инструменты, которыми пользуются люди в своей деятельности, трансформирует их психику. С появлением нового инструмента появляются новые психические функции, а старые отмирают с отмиранием устаревших инструментов, и поэтому мелкие моторики будут развиваться за счет другого, за счет того: шнуровка ботинок, шитье и так далее. Если мы считаем, что развитие мозга очень связано с моторными действиями, то мы должны предлагать ему те инструменты, которые этому способствуют. Уже к первому классу все, что нужно, будет сформировано. Если он престанет делать какие-то движения ручкой по бумажке, то у него отомрет что-то в мозгу, но зато у него вместо этого появятся другие функции, которые будут развиваться по-другому в ответ на то, что вокруг него уже другой мир.

 

кего

 

— Как вы думаете, в будущем, с созданием новых информационных технологий, не обесценится ли профессия учителя?

— Профессия учителя не обесценится никогда, так же как и позиция, роль, функция родителя.  Просто компетенции, которыми должны обладать и родители, и учителя меняются очень быстро, и люди просто не поспевают. Если ты пытаешься выучить ребенка так, как учили тебя, то возникает конфликт отцов и детей. Твой опыт, который был адекватен тридцать лет назад, сегодня никого не интересует. Вопрос в том, как готовить студентов педагогических вузов, что бы они конструктивно, продуктивно, успешно работали в школе? Нужно чуть-чуть попытаться посмотреть в завтра, какие будут цели у образования, и как к ним двигаться. В школу приходят совсем другие дети, это другое поколение и у них другое сознание, а мы все пытаемся их научить тому, чему учились наши бабушки девяносто лет назад. А ничего не получается! Ты приходишь к детям в класс, хочешь, чтобы они сидели тихо и внимательно тебя слушали, ты можешь этого добиться, они например, тебя бояться, бояться, что ты напишешь что-то в дневник, они смотрят на тебя, но в этот момент думают о чем-то своем. Это, то к чему ты хочешь стремиться или у тебя какая-то другая задача? И нам кажется, что если мы здесь не перестроим ситуацию, не начнем учить иначе студентов педагогических вузов, то они никогда не поймут как «учить иначе». Будут так же выходить, рассказывать о чем-то вместо того, чтобы создать ситуацию для детей, чтобы они самостоятельно что-то делали, то о чем они сами хотят вам рассказать.

 

— Не только же школа должна быть оснащена всеми медиа инструментами, с которыми будут работать дети, дома у них тоже должны иметься компьютеры, камеры, телефоны, но не все могут себе это позволить, не будет ли это проблемой для детей и родителей в частности?

— Как мы все хорошо знаем, что сегодня практически в каждом классе, у каждого ребенка имеется девайс, который обеспечивает его связь с миром, с его мамой. Вот приходят родители на собрание в первый класс, родитель готов сделать все самое важное для своего ребенка, потому что ребенок пришел учиться. Тут школа должна сказать, что самое важное родитель может сделать, он должен купить, например, 28 учебников, 100 тетрадей, 50 ручек  и еще много чего он должен или приобрести одно устройство, самое дешевое, на котором есть клавиатура и экран. А вообще начальная школа всем, что нужно ребенку может обеспечить.

 

— Как вообще педагоги реагируют на такие изменения в образовательном процессе?

— Человек, в основном, существо, которое без большого энтузиазма воспринимает изменения, особенно учитель начальной школы. Я занималась повышением квалификации 15 000 учителей, которые работают в начальной школе. И наш 216 часовой курс по медиаграмотности  начинался со встречи с ними, мы беседовали в течение трех часов. Учителя говорили, что это все ерунда, что они воспитали Гагаринов и Нобелевских лауреатов, и все тогда работало без всяких устройств. Конечно, требуется время, чтобы люди поняли что, те технологии и тот способ обучения, который работал 50 лет назад, сегодня просто не работает. А потом начинают говорить, что дети стали другими, что они не слушают, не видят, они плохие, невоспитанные, а толку это произносить?  Надо подумать, а что же делать с тем, что мы имеем сегодня?  Молодежь не такая ужасная, она прекрасная. Они просто другие. И для того чтобы в будущем они были успешны, их нужно сейчас учить по-другому. А что бы было кому учить иначе, нам нужно сейчас всем думать о том, как нам учить студентов педагогических вузов сегодня, чтобы они были в состоянии правильно обучать детей завтра. Потому что они-то к нам пришли с тем опытом, с которым сейчас нельзя. Это борьба в ходе, которой возникает некоторое движение вперед, возникают какие-то открытия, практики, достижения. Их нужно изучать, анализировать.

 

— Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется на то, чтобы все в образовательной сфере привыкли к новым стандартам в обучении?

— Мир меняется очень быстро. На моей памяти изменились поколения этих вещей, причем с такой скоростью, что предсказать невозможно. Мы, казалось, только привыкли к клавиатурному письму, а уже видно, что устройство само может понимать твой голос и писать за тебя. Сейчас вся система образования находится в ситуации принятия вызова этого быстроменяющегося мира, который за стенами образовательных учреждений разворачивается совершенно с другой скоростью, в другом направлении, нежели предполагали преподаватели. И вот выходит выпускник наружу и должен сойти с ума, потому что ничего из того, что ему рассказывали, читали, чему учили, там уже не происходит, и как же он будет  жить? Поэтому, чем быстрее мы все привыкнем к изменившимся стандартам, тем лучше  и легче будет для нас самих, а так же для наших детей.

 

 

Яна Ромашкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией