Пять лет назад начал вещание Национальный образовательный телевизионный канал «Просвещение», созданный при поддержке Российской академии образования и Ассоциации кабельного телевидения России.
За годы работы в телевизионном эфире канал получил широкое признание. На всероссийских конкурсах в 2012-2013 годах, организованных Национальной ассоциацией телерадиовещателей и Министерством образования и науки РФ, ТК «Просвещение» был признан лучшим образовательным медиаресурсом России. О сегодняшнем дне телеканала и его будущем мы побеседовали с его основателем и генеральным директором Владимиром Косенчуком.
— Примите поздравления с первым юбилеем! Все ли движется, как задумывалось?
— Когда я давал интервью для вашего журнала в самом начале создания телеканала, то сказал, что телевидение должно быть для людей, а не для зарабатывания денег. Прошло пять лет. И жизнь подтвердила, что эта фраза оказалась не популистской. Во всех разрушениях, которые произошли и происходят с нами, во всех аспектах нашего существования есть немалая вина телевидения. Я уже тогда понимал, что то, что происходит на телевизионных экранах, в Интернете, для нас и в первую очередь для наших детей — удар под дых. Это уничтожение памяти моего рода, нашего народа и нашей истории. Теперь это поняли многие, и сегодня на каналах создаются программы историко-патриотического содержания. Подобные каналы появляются, государство их финансирует. Я еще раз повторюсь, телевидение должно быть для людей, для страны, для подрастающего поколения, а не для безумного обогащения. С этой идеологией и создавался канал «Просвещение», с ней он живет и сейчас. Создавался молодежью и для молодежи, для популяризации российской науки, культуры, воспитания патриотизма, традиционных ценностей, саморазвития.
— Но ведь вы были не одиноки на научно-просветительском фронте?
— К сожалению, почти все образовательные каналы ушли из эфира, и так получилось, что мы сейчас практически единственный канал с подобной идеологией. Это грустно, но связано не только с проблемами телеканалов, но и с проблемой аудитории, на которую они ориентировались. Сегодня молодежь почти не смотрит эфирное телевидение. Она любит проводить время в Интернете, и поэтому любой телевизионный канал, ориентированный на молодежную аудиторию, пытается, сохраняя прямой эфир на различных платформах: спутниках, кабельных сетях, параллельно развиваться в Интернете. Мы пошли еще дальше. Мы пошли в вузы и предложили студентам самим делать телевидение для себя. Тем более что локально в вузах оно уже давно и бурно развивается. Мы предложили им объединиться и сделать общее эфирное вещание студенческого телевидения на базе канала «Просвещение». Так родился проект «Национальная ассоциация студенческого телевидения» (НАСТ). И теперь это основной вектор развития телеканала «Просвещение».
— Откуда появилась идея о создании НАСТ?
— Идея ассоциации возникла после того, как я был назначен на должность директора института СМИ и познакомился с образовательным процессом, эта идея должна жить. Можно даже сказать, что де-факто ассоциация уже четыре года функционирует в рамках проекта «Медиакарта высшей школы России», задачи которого полностью сопрягаются с задачами НАСТ. Это и объединение медиацентров высших учебных заведений страны, и создание единой информационной среды для освещения событий в сфере образования, науки и студенческой жизни. Сейчас в проект вовлечено более 40 вузов России. Еженедельно производится и выпускается в эфир информационная телепрограмма, рассказывающая о новостях высших учебных заведений. Работая с вузами, понимая их задачи и потребности, мы предложили им создать ассоциацию на базе канала «Просвещение», которая помогала бы вузам организовывать и развивать свои медийные центры. Проводить мастер-классы для специалистов медиа-центров, делиться контентом, сделать совместное внутреннее телевидение вуза, создать общее информационное пространство, объединить студенческие студии вокруг единого центра с общей сеткой вещания.
— Но ведь многие вузы самостоятельно и не без успеха развивают свое студенческое телевидение.
— Да, многие вузы, особенно федеральные университеты, имеют хорошо оснащенные медиастудии. Но вот анализ их деятельности показал, что примерно только десять вузов располагают профессиональными кадрами по производству телевизионного контента, а из них лишь несколько создают свои программы и только один вуз имеет возможность вещать 24 часа в сутки. Для серьезного развития студенческого телевидения этого недостаточно.
— Чем еще планирует заниматься НАСТ?
— Во-первых, подготовкой профессиональных кадров в области радио и телевидения на местах, во-вторых, распространением централизованной информации о жизни страны во все регионы. Именно НАСТ позволит нам получать уникальную информацию с мест. Уникальность же ее состоит в том, что она будет отражать взгляд студенчества на окружающую действительность. Взгляд — не зашоренный идеологическими догмами и финансовой кабалой. Вот это и будет настоящее молодежное телевидение, общее, государственное, региональное.
Также ассоциация будет заниматься и дистанционным, и инклюзивным образованием, и помощью в съемках лекций, будет организовывать «круглые столы», пресс-конференции, лекции-онлайн.
— Насколько я поняла, НАСТ будет решать не только образовательные и информационные, но ещё и идеологические задачи?
— Конечно, вовлечение молодежи во внутреннюю политику, в избирательную политику, во внутреннюю социальную политику, социализация молодежи -это как раз те задачи, которые НАСТ ставит перед собой. Мы все заинтересованы в том, чтобы молодежь занималась решением тех задач и проблем, которые есть в нашей стране. Мы должны занять молодежь хорошими делами и дать возможность широкого разговора на волнующие ее темы. Лучше обсуждать и решать свои проблемы в рамках НАСТ, чем деградировать на площадях и умирать за чужие идеи.
— Каковы дальнейшие шаги по организации ассоциации?
— В ближайшее время мы будем регистрировать НАСТ как общественную организацию. Учредителями станут, помимо ТК «Просвещение», организации и физические лица, занимающиеся развитием образования, телевидения и молодежной политики. Если появятся еще желающие, которые смогут помочь в становлении и функционировании ассоциации, с удовольствием их возьмем в учредители. А членами ассоциации смогут стать любые вузы, колледжи и школы. На сегодняшний день уже есть согласие от 26 учебных заведений.
— На какие средства будет существовать НАСТ?
— Конечно, для того чтобы эта ассоциация работала и приносила пользу, она должна быть финансово обеспечена. Если мы не получим целевое финансирование от государства или частного спонсора, то, естественно, мы будем брать относительно небольшие членские взносы. Все ректоры, с которыми мы обсуждали уплату членских взносов, понимают, что для ассоциации нужно будет содержать дата-центр, оплачивать техперсонал, который будет обслуживать медиацентры, и так далее. И мы видим, что вузы заинтересованы в НАСТ и готовы платить. Повторюсь еще раз, НАСТ – это не бизнес-проект, а призвание и потребность души. Люди чувствуют это и поэтому с удовольствием принимают наши идеи и задачи. И это дает веру в то, что все у нас получится и ассоциация станет не очередной галочкой или популизмом, а будет реально работать и приносить пользу. Так что давайте в следующий раз встретимся на дне рождения Национальной ассоциации студенческого телевидения.
Беседовала Екатерина Мурзина, источник: russia-today.ru