Молодежную политику можно и нужно рассматривать в широком плане: как единство государственной и общественной молодежных политик; как часть (направление) социальной политики государства и гражданского общества. При таком подходе общий смысл молодежной политики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы создать в обществе условия и стимулы для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества.
Взгляд на эффективность молодежной политики также должен быть широким. Эффективность социальной политики определяется как способность всех сфер (экономика, политика, культура и т. п.) общества и государства улучшать благосостояние народа, устранение из его национальной природы и характера отрицательных черт, упрочение лучших существующих, формирование и развитие новых добродетельных свойств и качеств. Смысл молодежной политики в таком случае можно видеть во всестороннем улучшении «породы» нации, взятой в демографическом, физическом, духовном, культурном, морально-нравственном и других аспектах. Эффективность молодежной политики в более узком смысле можно понимать как отношение финансовых затрат к организационным усилиям, обусловившим получение того или иного результата; как уровень соответствия результатов деятельности поставленным задачам. Здесь возникает задача определиться с показателями, позволяющим определить и измерить такое соответствие.
Единого определения социальных индикаторов, показателей и критериев молодежной политики не существует, хотя они необходимы для того, чтобы определить социальное положение молодежи в общей массе населения, выявить определяющие тенденции в ее развитии, оценить эффективность усилий, направленных на улучшение ее здоровья, материального обеспечения, образования, воспитания и другие.
Некоторые социальные программы непосредственно измеримы (например, преступность, наркомания и т. п.), и отбор показателей и количественных критериев, определяющих эффективность предпринимаемых мер, не является проблемой. В то же время существуют общественные процессы (духовное развитие и т. п.), которые не могут быть оценены количественно, результативность усилий на этом направлении практически измерить невозможно, и приходится прибегать к косвенным определениям.
Из всей суммы критериев оценки уровня развития молодежи и молодежной политики следует выбирать те, которые отвечают целям данного исследования.
При отсутствии универсальной системы индикаторов изменения в социальном положении молодежи оценивать крайне сложно.
В основу классификации критериев молодежной политики могли бы лечь следующие приоритеты: вовлечение молодежи в развитие общества на национальном уровне путем мобилизации всех имеющихся ресурсов; расширение возможностей ее трудоустройства путем разработки эффективных программ, политики и планов по снижению безработицы среди молодежи и устранению дискриминационных условий в области трудоустройства молодежи; создание системы законодательства, которое позволит всем молодым людям на равных условиях пользоваться правом на образование и обеспечить доступ к образованию на любом уровне и к профессионально-техническому обучению, прежде всего для молодежи сельских районов; привлечение внимания к гендерным проблемам и роли женской половины молодежи в процессе развития; обеспечение медицинского обслуживания, питания, просвещения по вопросам семейной жизни; регулирование размеров семьи; создание необходимой культурной среды, которая способствовала бы участию молодежи в процессе общественного развития; поддержку усилий национальных, региональных и международных молодежных организаций в их деятельности в области развития; стимулирование интереса молодежи и содействие ее участию в сохранении мира, безопасности и сотрудничества, в мирном решении международных конфликтов; содействие обмену представителями молодежи и сотрудничеству молодежи на национальном, региональном и международном уровнях.
При оценке эффективности молодежной политики следует принимать во внимание факторы, отражающие многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия по регионам, географическим районам, различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т. д.
На федеральном уровне необходимо, прежде всего, учитывать следующие моменты.
1. Необходимость единого понятия «молодежь» в целом для России.
2. Наличие концепции молодежи (возрастные границы, социологическая характеристика, динамика структурных изменений молодежи в процессе развития с учетом конкретных временных фаз и т. д.).
3. Наличие демографической статистики и знание демографических тенденций; оценки и перспективы в молодежной демографии: общее количество, отношение к взрослому населению, возрастные группы; динамика роста молодого населения: мужчины и женщины, городская и сельская молодежь; расовое распределение, этнические меньшинства, мигранты, беженцы, другие группы коренного населения, рабочая молодежь, фермеры, сельскохозяйственные рабочие, студенты вузов, учащиеся школ и средних профессиональных учебных заведений, интеллигенция, служащие, другие категории молодежи.
4. Уровень развития системы обязательного образования: доступ к образованию; государственные и негосударственные среднеобразовательные учебные заведения; наличие кадров учителей и соотношение учителей и школьников; % детей, охваченных системой среднего и начального образования; % отсева учащихся из школ, основные причины отсева; система профессионально-технического образования: ученики на производстве и в системе учреждений и социальных служб; высшее образование: социальный состав студентов, светское и рели-гиозное образование, стоимость высшего образования в государственных и негосударственных учебных заведениях; стипендии студентам; трудоустройство выпускников школ и специалистов с высшим и средним образованием; охват молодежи в сельской местности всеми формами образования и обучения; функциональная неграмотность; степень демократичности образования; участие студентов в научных исследованиях; соответствие системы образования задачам национального развития.
5. Благосостояние молодежи: уровень распределения доходов; уровень зарплаты в сравнении с другими группами населения; положение маргинальных групп: жен-щин, этнических меньшинств, мигрантов, беженцев, инвалидов, бездомной молодежи и др.; благосостояние молодой семьи: жилищные условия, наличие общежитий и домов для молодежи; среднемесячная плата за них; наличие продуктов питания, голод, недоедание, нищета, болезни, межконфессиональные трения, социальные условия материнства, санитарные условия, медицинское обслуживание, злоупотребления наркотиками, алкоголизм; статистика преступности среди молодежи и ее основные причины; преступность среди несовершеннолетних; проституция; другие социальные проблемы.
6. Экономическая роль молодежи в обществе: ее общее положение на рынке труда; занятость различных категорий молодежи; занятость среди маргинальных групп молодежи; возраст молодежи на рынке труда; неполная занятость; безработица: % безработных сред, маргинальных групп молодежи в сравнении с другими группами населения, подростки и дети на рынке труда; продолжительность рабочего дня, уровень зарплаты, условия производства; роль молодежи в деятельности профсоюзов.
7. Положение молодежи в органах федерального, регионального и местного управления: политические права молодежи; молодые политические лидеры и их социальное происхождение; молодежные организации и объединения и их роль в управлении на всех уровнях; политическое образование молодежи и его формы; доступ к информации; женщины, расовые, религиозные и этнические меньшинства, представляющие молодежь в органах управления.
8. Участие молодежи в деятельности политических партий и молодежных организаций; правительственные и неправительственные молодежные организации; участие в международном молодежном сотрудничестве; существующие структуры молодежного истуденческого самоуправления; борьба с экстремизмом.
9. Молодежь в науке: статистика о научных открытиях молодых; участие в научно-техническом творчестве; формы и средства стимулирования участия молодежи в научной деятельности и в научно-техническом творчестве; данные о клубах, центрах, кружках научно-технического творчества молодежи; молодежь в национальной культуре: доступ молодежи к историческим и культурным ценностям, данные о библиотеках, театрах, кинотеатрах, музеях, выставках; наличие специальных радио- и телепрограмм для молодежи, соотношение национальных и зарубежных культурных ценностей в программах для молодежи; массовая культура: дискотеки, наличие самодеятельности и молодежных творческих групп.
10. Участие молодежи в массовом спорте: доступ к спортивным сооружениям; стоимость спортинвентаря; обеспечение участия молодежи в массовом спорте; % участия молодежи в спортивных соревнованиях на различных уровнях.
11. Движение молодежи за мир, масштабы и размах движения, характеристика категорий молодежи, вовлеченных в движение за мир, цели и политическое содержание основных акций и кампаний в движении молодежи за мир, программы и акции солидарности молодежи, формы выражения солидарности, борьба молодежи за мир и средства массовой информации.
Взгляд на молодежь как на объект воздействия со стороны государства и общества требует ясных представлений о правах молодежи, возрастном избирательном цензе для молодежи; о законах и нормативных документах в области образования, охраны труда, здравоохранения, охраны материнства, обеспечения других социальных прав молодежи; нормативных документах, регулирующих отношения между государственными органами и общественными молодежными организациями, уголовном законодательстве в области молодежи, перспективах в области законодательства в интересах молодежи.
Необходима внятная характеристика государственных органов и учреждений, занимающихся разработкой политики в области молодежи, обеспечением функционирования служб и учреждений для молодежи и с участием молодежи, наличие специальных программ и мероприятий государственных и общественных органов по обеспечению занятости молодежи, ликвидации безработицы, охраны труда, программ в области образования и профессионального обучения, специальных программ для сельской и городской молодежи, мероприятий по улучшению положения маргинальных групп, программ в области здравоохранения молодежи, условий социального страхования, страховых сумм, профессиональных болезней, мероприятий по охране здоровья молодых матерей, наличия системы детских дошкольных учреждений, санаториев и домов отдыха для молодежи, спортивно-оздоровительных мероприятий, программ по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением среди молодежи и подростков.
Эффективность молодежной политики прямо пропорциональна объемам финансирования всех видов деятельности в интересах молодежи, как на государственном, так и на общественном уровнях.