Вторник 25.06.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Образование будущего: проблемы использования медиатехнологий в педагогике и пути их решения

16. 12. 2015 1 045

укиру

Время не стоит на месте. В нашу жизнь внедряются новые технологии, постепенно становясь неотъемлемой частью всех сторон жизнедеятельности. Они проникли в педагогику и, надо сказать, совершили переворот.

Теперь, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, выпускник начальной школы должен уметь вслепую набирать текст на компьютере, а также фиксировать свои наблюдения с помощью цифровых устройств. Ребёнок становится неразрывно связан с техникой. Как и во всём, здесь есть и плюсы, и минусы.

 

Начнём с положительных сторон использования в образовательном процессе медиатехнологий. В первую очередь это то, что теперь ребёнок более заинтересован в уроке, а соответственно улучшается его успеваемость. «Без медиатехнологий добиться должного эффекта невозможно, – говорит учитель технологии начальных классов МБОУ «СОШ№12» г. Красногорск Анжелика Михайловна Рабинович, – А достигается этот эффект за счёт воздействия на все органы чувств: ученик смотрит, слушает, осязает». Кроме того, медиатехнологии более полно погружают ребёнка в изучение объекта. Написал сочинение – снял по нему фильм или сделал анимацию. Но есть и ряд проблем.

 

Проблема №1. Ученики разбираются в медиатехнологиях лучше, чем их преподаватели. Как говорит учитель начальных классов МОУ «СОШ№2» г. Истра Анна Фёдоровна Крылова: «Дети сейчас другие, и современному учителю нельзя от них отставать. Потому что если ребёнок что-то умеет, а педагог нет, он в глазах ребёнка может упасть. Дети привыкли, что учитель знает всё и умеет всё». Решить проблему просто. Сейчас для учителей регулярно проходят курсы повышения квалификации, где учат их работать с техникой, и в целом повышают уровень их медиаграмотности.

 

Проблема №2. Вытекает из проблемы №1. Трудно переучить педагогов, которые долгое время преподавали иначе. Многие учителя выступают за традиционный метод обучения. «Я занималась повышением квалификации пятнадцати тысяч учителей, которые работают в начальной школе, – рассказывает заведующая кафедрой информационных технологий МПГУ, участник конференции «Медиаобразование 2015» Елена Игоревна Булин-Соколова, – и наш курс по медиаграмотности начинался с моей встречи с учителями, и мы с ними в течении двух или трёх часов беседовали. Они мне кричали, что это всё ерунда, кто всё это придумал, что за новые стандарты, мы воспитали Гагаринов и Нобелевских лауреатов, и всё нормально работало без всяких устройств. Требуется время, чтобы люди поняли, что речь идёт о том, что те технологии и тот способ обучения, который работал пятьдесят лет назад, сегодня просто не работает». Соответственно, нужно осознать, что время идёт вперёд, и новшества в образовании неизбежны. Сейчас много говорят о невоспитанности учеников, о их неумении слушать на уроках. Это заблуждение. Просто дети другие и работать с ними нужно по-другому.

 

Проблема №3. Стереотип «Интернет – это мусорная яма». Бытует мнение, что в интернете нет ничего полезного – один шлак, портящий нынешнее поколение. Так привыкли думать те, кто, как правило, в сети не работает. На самом деле здесь есть всё: и полезное, и разрушительное. Как, впрочем, и во всём. Весь мир полон и хорошего, и плохого. Негативно воздействующую информацию можно найти и в книгах, и в журналах, везде. Поэтому задача педагогов – не ограждать детей от техники, а учить их ориентироваться в информационных потоках. «Нужно уметь из всего предоставленного извлекать то, что тебе надо, – считает Анжелика Рабинович, – Мы должны объяснять это детям».

 

Проблема №4. Зависимость от медиатехнологий. А из неё растут следующие: меньше живого общения, отхождение от традиционного чтения, урон здоровью (в частности, зрению). Решить проблемы можно следующим образом. Во-первых, с первого дня обучения объяснять детям, что от техники нельзя быть зависимым. Во-вторых, не забывать про традиции, говорить о значимости печатных книг, уровень восприятия которых всегда будет стоять выше уровня восприятия книг электронных. То есть поддерживать баланс между новым и традиционным. «Медиаграмотность надо развивать, – считает учитель начальных классов Анна Крылова, – но при этом надо, чтобы дети всё-таки к книгам обращались. Потому что мы проводили тест, в нём был вопрос «Считаете ли вы, что возможно прожить без книг?». Некоторые дети написали, что без книг прожить возможно».

 

Проблема №5. Стереотип «Медиатехнологии станут причиной утраты способности анализировать». Елена Булин-Соколова опровергла этот предрассудок хорошим примером. Платон не был сторонником письменности, считал, что из-за неё люди перестанут хранить информацию в своём сознании, потеряют память. Что дети, выросшие в эру письменности, будут поверхностными, неглубокими, малограмотными. Как известно, Платон ошибался.

 

Итак, что мы видим? Всё новое несёт за собой ряд проблем. Но важно понимать, что их нужно не просто обсуждать – их нужно решать. И хорошим стартом для этого послужит осознание, что мир движется вперёд, и в этом мире педагог должен оставаться авторитетом для своих учеников. А значит, работать с медиатехнологиями, с большим объёмом информации, которую предоставляет нам интернет. А главное, учителю важно уметь передавать свой опыт детям. При этом объяснять, что от техники нельзя быть зависимым, что компьютеры и гаджеты – это, конечно, хорошо, но и про традиции забывать нельзя.

 

 

Полина Громова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией