Вторник 25.03.2025

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

Самая долгая война — 2

25. 03. 2013 497

Сразу по приходу к власти Петроградский реввоенсовет издал приказ от 8 ноября 1917 года, который гласил: «Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких „алкогольных напитков“»

Борьба с алкоголем в СССР

Советское правительство утвердило царский «сухой закон» и сразу объявило самую решительную борьбу с самогоноварением и злоупотреблением алкогольными напитками. Совет Народных Комиссаров РСФСР 19 декабря 1919 г. принял постановление «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ» («Известия ВЦИК» от 1 января 1920 г.). Это постановление предусматривало строгие меры наказания (не менее пяти лет тюремного заключения с конфискацией имущества) за самогоноварение, покупку и продажу самогона.

Борьба за трезвость нашла отражение в Программе РКП(б), принятой на VIII Съезде партии в 1919 г. Алкоголизм как социальное явление был поставлен в один ряд с туберкулезом и венерическими болезнями.
В.И. Ленин решительно выступал против пьянства, против попыток получения прибылей за счет продажи спиртных напитков. В своем докладе о продовольственном налоге на X Всероссийской конференции РКП(б) в 1921 г. он указывал, что в торговле приходится считаться с тем, что спрашивают, но «…в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму». В беседе с Кларой Цеткин (1920) В.И. Ленин совершенно определенно высказал свое отношение к этому вопросу: «Пролетариат — восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно… опьянения алкоголем. Он черпает сильнейшее побуждение к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале».
В первые годы Советской власти, когда в стране была запрещена продажа спиртных напитков, борьба с алкоголизмом направлялась главным образом против самогоноварения и выражалась в административных мерах. Угрожающий рост самогоноварения в начале 1920-х годов, относительная безуспешность административных мер по борьбе с ним вынудили Советское правительство возложить на государство производство и продажу водки. Комиссар продовольствия Н.А. Семашко в 1926 г. писал, что мы выпускаем водку, чтобы вытеснить вредный самогон, но и водка вредна, нужно вести борьбу самую решительную и непримиримую и против неё, и против самогона.
Н.А. Семашко считал, что такой веками укоренившийся обычай, как пьянство, нельзя уничтожить формальным запрещением продажи и производства спиртных напитков, однако, в конечном счете, надо держать курс на прекращение продажи водки. Прекратить ее продажу можно только тогда, когда массы будут подготовлены к этому.
В марте 1927 г. СНК РСФСР принимает постановление «О мерах ограничения продажи спиртных напитков», предусматривающее запрещение продажи спиртных напитков малолетним и лицам, находящимся в состоянии опьянения, а также продажи спиртных напитков в буфетах и культурно-просветительных учреждениях.
XV Съезд ВКП(б) (декабрь 1927 г.), принявший первый пятилетний план и взявший курс на индустриализацию страны, в числе важнейших задач, направленных на повышение культуры, пере­устройство быта, укрепление трудовой дисциплины, рассматривал и вопросы борьбы с алкоголизмом.
Наряду с государственными мерами по борьбе с алкоголизмом и пьянством активизируется деятельность общественных организаций. В мае 1927 г. издается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об организации местных специальных комиссий по вопросам алкоголизма», в задачу которых входили вовлечение в противоалкогольную борьбу широких слоев рабочих и крестьян, изучение причин алкоголизма, согласование мероприятий, разработанных различными учреждениями и организациями на местах, изыскания средств и содействие в организации лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждений по борьбе с алкоголизмом. Такие комиссии и комитеты стали создаваться во многих городах и крупных поселках. Их руководителями избирались опытные партийные и советские работники. По всей стране ширится противоалкогольное движение, на предприятиях создаются противоалкогольные ячейки, которые становятся очагами борьбы за перестройку быта и оздоровление населения. В Москве в 1928 г. насчитывалось 239 таких ячеек, из них 169 на фабриках и заводах. В составе этих ячеек было около 5500 рабочих.
Инициированные советским правительством и местными властями в 1929 году «требования трудящихся» прекратить алкоголизм привели к массовым закрытиям пивных лавок и прочих злачных мест; их переоборудовали в трезвеннические столовые и чайные. Было организовано издание журнала «Трезвость и культура», который бичевал пьянство и пропагандировал здоровый образ жизни.
Резкое снижение потребления пива привело к сокращению его производства и закрытию в это время ряда крупных пивоваренных заводов в Москве, Ленинграде и других городах СССР.
После окончания Великой Оте­чественной войны вернувшиеся с фронта победители стали позволять себе чрезмерно прикладываться к бутылке, что привело к увеличению числа пьяниц. В результате в 1958 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
До начала шестидесятых годов прошлого века в деревне не было повального пьянства. Пили только на праздники, которых было не так много. Но после того как Хрущев начал борьбу с личным хозяйством крестьян, сокращение домашнего скота в крестьянских хозяйствах, молодые люди потянулись из деревень в города, а неперспективные, которым некуда было податься, стали искать забвение в бутылке. Спиртной дух в те годы становился все крепче; Хрущев и Брежнев за тридцать лет правления увеличили производство вина и водки на семьсот процентов. Они погрузили Россию на дно бутылки.
Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году. 16 мая было опубликовано Постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50° и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству — бой!». Но особого успеха эта антиалкогольная кампания не имела и не сохранилась в памяти народной.
В настоящее время наибольшей известностью пользуется антиалкогольная кампания периода 1985—1987 гг., имевшая место в самом начале Перестройки (период т.н. «ускорения«), когда, невзирая на предыдущие этапы борьбы, потребление алкоголя в СССР неуклонно росло. Она началась спустя всего два месяца после прихода к власти Михаила Серге­евича Горбачёва и потому получила название «горбачёвской».
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало пять  литров на человека в год ни в Российской Империи, ни в эпоху Сталина, достигло к 1984 году отметки в 10,5 литров зарегистрированного алкоголя, а с учетом подпольного самогоноварения могло превышать 14 литров. По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90-110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников. (Собственно водка составляла около трети этого объема. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вин и пива.)
7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.
Инициаторами кампании бы­-
ли члены Политбюро ЦК КПСС М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачёв, которые вслед за Ю.В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.
После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией. Нередко на этом комплекс противоалкогольных мероприятий в ряде регионов заканчивался. Так, Первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин закрыл многие алкогольные магазины и отрапортовал ЦК о том, что работа по отрезвлению в Москве завершена. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная водка, получившая в народе прозвище «Андроповка», которая стоила до начала кампании 4 руб. 70 коп., исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешевая водка стоила 9 руб. 10 коп. 
Народ на это отвечал час­туш­-
ками.
 
Стала водка семь и восемь –
Все равно мы пить не бросим.
Передайте Горбачу –
Нам и девять по плечу.
 
Магазины, в которых продавалось спиртное, могли делать это лишь с 14:00 до 19:00. В связи с этим появились частушки: 
 
В шесть утра поёт петух, 
В восемь — Пугачёва. 
Магазин закрыт до двух, 
Ключ — у Горбачёва.
 
«На недельку, до второго», 
Закопаем Горбачёва. 
Откопаем Брежнева — 
Будем пить по-прежнему.
 
Были приняты жёсткие меры против распития спиртного в парках и сквериках, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. За употребление спиртного на рабочем месте — увольняли с работы и исключали из партии. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так называемые «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось.
Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой трезвости. Повсюду стали распространяться статьи академика АМН СССР Ф.Г. Углова о вреде и недопустимости потребления алкоголя ни при каких обстоятельствах и о том, что пьянство не свойственно русскому народу. Из кинофильмов вырезались алкогольные сцены, а на экран пустили боевик «Лимонадный Джо« (в результате прозвища «Лимонадный Джо» и «минеральный секретарь» прочно закрепились за М.С. Горбачёвым).
Жёсткие требования отказа от алкоголя стали предъявляться к членам партии. От них требовалось «добровольное» вступление в Общество трезвости.
Официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более чем в 2,5 раза. В 1985—1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых — на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8% меньше. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности. 
Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1987 году в СССР экономический кризис вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменен только 24 июля 1990 года), активная пропаганда трезвости была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх. По оценкам, среднее потребление спиртного на душу населения вернулось на исходный уровень к 1994 году. 
Во время антиалкогольной кампании, по расчетам ученых, сохранили жизнь более одного  миллиона человек. Это главный позитивный итог последней антиалкогольной кампании в СССР и показатель того, что снижение потребления алкоголя — существенный фактор снижения смертности в России.
Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания, то 58% россиян отмечают, что поддержали бы ее (в том числе 32% — безусловно и 26% — скорее поддержали бы), а 36% — не стали бы ее поддерживать. Большинство сторонников проведения новой антиалкогольной кампании оценивают инициативу Горбачёва со знаком «плюс». Среди женщин почти две трети положительно относятся и к «перестроечной», и к гипотетической нынешней антиалкогольной кампании.
В наши дни все чаще слышатся голоса за активную и жесткую борьбу с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением.   
 
 
Татьяна Жарикова 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией