Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Студенческое самоуправление — путь к успеху

22. 04. 2013 2 540

 

Все стремительнее развивается студенческое самоуправление. Сегодня, наверное, нет ни одного учебного заведения, функционирующего без него. Это не формальность, а реальная эффективная сфера, позволяющая студентам получать большие возможности для самореализации. Разобраться с тонкостями студенческого самоуправления нам помог Антоний Швиндт, консультант отдела поддержки молодежных организаций и студенческих объединений Федерального агентства по делам молодежи

История

Перед тем как студенческое самоуправление стало отлаженной системой, дающей результаты, оно прошло немалый путь развития. Впервые его «прообразы» появились в Московском и Санкт-Петербургском университетах — тогда наши студенты начали перенимать опыт у своих германских «товарищей по студенческой скамье», чьи объединения были хорошо организованы. И в 1757 году в МГУ появилось литературно-научное общество. Студенты, желавшие получить или усовершенствовать свои знания в стихосложении, посещали мероприятия общества. Эта «организация» и положила начало развитию объединений «по интересам».

Но есть и другая версия — историки МГУ считают, что студенческое самоуправление образовалось 13 марта 1781 года. В тот день была создана студенческая организация — студенческое научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского Университета М.М. Хераскова.

В царствование Александра I в стране был открыт не один университет. И студенты новых учебных заведений стали создавать корпорации — студенческие объединения, которые были призваны регламентировать студенческую жизнь и способствовать проявлению ими инициативы и самостоятельности. Немного позднее появились конвенты — собрания представителей корпорации с участием профессорского состава для обсуждения состояния студенческих дел. Со временем внутри этих объединений начали появляться уставы и законы, что говорит о серьезности и осознанности их действий.

К концу XIX века в царской России студенческое самоуправление стало активно развиваться. Продолжали действовать студенческие корпорации, землячества, ассоциации студенчества, различные организации, пропагандировавшие духовное, нравственное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры.

О целях

Современное студенческое самоуправление призвано решать большое количество вопросов и проблем, помогать развитию творчества среди молодежи. Помимо этого оно нацелено на организацию эффективного учебного процесса, научно-исследовательскую деятельность студентов.

Антоний Николаевич Швиндт: «Главная задача студенческого само­управления — защищать, представлять и продвигать права и интересы студентов. К интересам студенческой молодежи можно отнести: во-первых, получение качественного образования, так как это основная суть учебы в университете. Во-вторых, вопросы трудо­устройства по окончании вуза, решение вопросов с прохождением практик и стажировок во время учебы. Не стоит так же забывать, что трудоустроиться можно на наемную работу, а можно открыть свое собственное дело и стать предпринимателем. В-третьих, решение вопросов социально-бытового и инфраструктурного характера: многие студенты сегодня живут в общежитиях, очень важно, чтобы там были созданы условия для самостоятельной подготовки, занятий спортом, нормальные санитарные условия. Это вопросы и стипендиального обеспечения (сегодня представители советов обучающихся включаются в обязательном порядке в стипендиальные комиссии). В-четвертых, это возможности для самореализации, получения дополнительных навыков и компетенций через участие в проектах, программах, участия в деятельности творческих, спортивных студенческих клубов. Ну и, конечно, в-пятых, это поддержка научно-инновационной деятельности студентов и аспирантов, содействие молодым ученым в реализации их потенциала, создании изобретений. Это деятельность и Студенческих научных обществ, и Советов Молодых ученых и аспирантов.

Сегодня студенческое самоуправление в основном сосредоточено на решении вопросов самореализации и организации досуга студентов, развита деятельность студенческих клубов,  —таких, как КВН, студенческие спортивные клубы, творческие студии, но есть много других, не менее важных направлений, и по ним работает не так много организаций. Студенты сегодня хотят видеть в студенческих организациях основного помощника, посредника в продвижении своих интересов, решении вопросов, связанных с учебным процессом, например, сделать расписание более удобным для них, или заменить неэффективного преподавателя, хотят, чтобы студенческая организация решала вопросы по заселению и выселению из общежития, помогала в поиске подработки или места практики, стажировки и многое другое. Зачастую студенческие организации этим не занимаются или занимаются неэффективно, потому что у активистов этих организаций не хватает компетенций, и мы, как Федеральное агентство по делам молодежи, даем возможность сегодня получить эти компетенции через систему Студенческих марафонов, школ студенческого лидера, межрегиональные, окружные форумы, Всероссийский форум «Селигер», через проекты Росмолодежи. Например, программа «Ты — предприниматель» сможет помочь ребятам открыть собственное дело, «Все дома» научит эффективно решать жилищно-бытовые вопросы и выстроить систему самоуправления в студенческом общежитии, «Зворыкинский проект» поможет молодым ученым в реализации их инновационных идей и разработок и так далее».

Признаки

С развитием в России «болонской системы» одним из важных условий при аккредитации учебного заведения выступает наличие органов студенческого самоуправления. Разберем их основные признаки. Первое, и самое главное — это системность, взаимосвязь элементов, образующих единство. Ведь самоуправление — это не один человек и не два. Это целостность идей, мыслей и деятельности. Не менее важным является и принцип автономности студенческих самоуправлений — их относительная независимость. Она проявляется и в разработке направлений, и в создании уставов и кодексов внутри объединений.

Как и для любой структуры, для студенческого самоуправления характерна иерархичность — четкое разделение обязанностей и полномочий. Структурные подразделения внутри самоуправлений позволяют рассматривать их как мини-государства, где каждый участник — политик, принимающий важные для страны решения. Говоря о политике, нельзя не отметить, что участники студенческих самоуправлений, заинтересованные в политической карьере, имеют преимущества перед студентами, не занятыми в самоуправлении.

«Главное их преимущество — их знания, умения и навыки, умение мыслить проектно, излагать свои мысли, умение ставить задачи и решать их, достигать результатов. Это те преимущества, которые дает активное участие в деятельности органов студенческого самоуправления и которые пригодятся в любой сфере, в том числе и политической. Участие в деятельности студенческих организаций дает компетенции, которым не научат в вузе, и самое главное — даёт практический опыт. Я сам был активистом и руководителем студенческой организации, все ребята, с которыми мы работали, нашли себя и успешно развиваются — кто в бизнесе, кто в общественной деятельности, кто на государственной службе», — говорит Антоний Швиндт.

Наличие органов самоуправления — не менее важный момент. На каждом уровне иерархии должны функционировать комиссии, комитеты, советы. К примеру, совет общежитий или учебно-воспитательная комиссия.

Другой признак — взаимодействие с внешней средой. Оно предполагает поддержание связей с управлением самого учреждения, с общественными объединениями, другими учебными заведениями и органами государственной власти. Этот признак позволяет перенимать опыт, решать поставленные задачи и делать работу самоуправления насыщенной и относительно масштабной. Самодеятельность — тоже один из главных признаков. Благодаря реализации этого признака внутри студенческого самоуправления имеет место мотивирование участников, планирование деятельности, самостоятельное руководство.

Мероприятия

Участники студенческого самоуправления активны и инициативны не только на уровне своего учебного заведения или района. Регулярно они организовывают различные школы самоуправления, форумы и тренинги. Так, например, в начале февраля в Ростове-на-Дону проходила 50-я юбилейная Зимняя смена Всероссийской школы студенческого самоуправления «Лидер XXI века». Она собрала более 300 студентов из 150 учебных заведений со всей России. Здесь подвели итоги конкурса проектов, провели семинар-совещание и организовали очный этап Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления.

Антоний Николаевич рассказал и о других важных мероприятиях этого направления.

«Недавно в Краснодарском крае прошел «Студенческий марафон» — одно из главных зимних студенческих мероприятий России. В рамках марафона действуют три основные площадки: образовательная, спортивная и творческая. Команды из вузов соревнуются друг с другом в самых разных конкурсах и состязаниях, начиная от волейбола и кончая битвой хоров. На образовательной площадке ребята смогли получить необходимые компетенции по созданию и развитию деятельности студенческих СМИ, поучиться в «Школе креатива». В этом году повезло вдвойне: и программа была разнообразная, интересная, и погода потрясающая — около 18 градусов тепла! Атмосфера действительно была потрясающая: столько креатива и творчества, и, конечно, дух соревнования! Весь зал бурлил и кипел, ребята поддерживали свои команды.

А в конце 2012 года прошел II Всероссийский форум студенческих организаций. Он был призван поднять актуальные проблемы развития сферы профобразования в России, выработать механизмы их решения с участием учащейся молодежи и дать возможность молодым талантливым ребятам проявить себя. Это одна из важнейших площадок, дающая возможность лидерам студенчества и активу молодежных общественных организаций совместно с руководством страны и ведущих университетов России обсудить ключевые вопросы, касающиеся молодежной образовательной среды, формирования новых стандартов и качества профессионального образования.

По итогам форума был сформирован Меморандум, в котором отражен запрос студенчества к системе образования. Этот меморандум направлен во все основные органы законодательной и исполнительной власти. Форум проводила общероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий союз» вместе с Общественной палатой Российской Федерации, при поддержке Росмолодежи. Теперь ребята из Союза работают вместе с профильными органами власти над реализацией Меморандума, и мы (Росмолодежь) им в этом помогаем.  

 

Кристина Зыбина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией