Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Великая русская дорога. Часть 2. Дорогу строить и себя!

01. 08. 2014 1 864

02bam

БАМ начинается на берегу Лены — в старинном сибирском городе Усть-Куте (1-й километр). Здешняя станция Лена — последняя на трассе, проложенной в шестидесятые годы от Трансиба, — стала стартовой точкой Байкало-Амурской магистрали.

22 декабря 1973 года в Усть-Кут с только что сданной линии Хребтовая–Усть-Илим была переброшена первая группа строителей. Они разместились в полупустой деревушке Половинка на берегу Лены, в заброшенной избе, где когда-то была школа. В управлении Ангарстрой им поставили задачу: в тайге условиях вечной мерзлоты пробить зимник — временную автоколею — до речки Таюры и там основать посёлок для будущих строителей железной дороги. По поводу новой железной дороги ни у кого не было точной информации: одни говорили, слышали, что трассу будут тянуть вроде бы к Тихому океану, другие, напротив, уверяли, что магистраль пойдёт только до какого-то леспромхоза.

 

Все смутно представляли себе размах начинающей стройки, потому что начиналась стройка века обыденно: «В тишине морозного январского вечера 9 января 1974 года около четырёх часов пополудни Алексей Почежерцев, ас-механизатор, поднялся с табуретки, бросил окурок в приоткрытую дверцу раскалившейся печки, взял рукавицы: « Поехали, что ли ребята?!».

 

На пути до Таюры механик Николай Исакин вёл дневник, ставший одним из первых документов о стройке века:

 

«14 января. Ребята штурмуют гору. Дело плохо: на поверхность выходят большие валуны, приходится обходить. Да ещё большой уклон. Настроение у ребят, не ахти какое. Моторист Сеня Снежный светом нас не балует. Пять минут даст свет, час потом заводит. Обедали и ужинали заодно, вечером. Температура всё понижается.

 

16 января. Мороз крепчает. Сначала подогреваем на костре болты и гайки и только потом приворачиваем. А ребята всё штурмуют гору. Помалу, но всё-таки поддаётся.

 

17 января. Утром мороз под пятьдесят. Туман непроглядный. Решили переждать до обеда. Чтобы не гробить технику, да, в общем-то, и себя. За металл невозможно взяться.

 

18 января. Сегодня — решающий штурм горы. В обед приехал шеф. Обещает жилые вагончики со всеми удобствами. Но до Таюры скорее всего дотащимся, как цыгане, в своих кибитках.

 

19 января. Кричим «ура»: перевал взят. Теперь пойдём по хребту. Встретили здесь охотника местного. Старик доволен. «В честь меня, — говорит, — станцию Таюрской назовут».

 

Фамилия у него Таюрский».

 

Всемирная слава обрушилась на эту землю через считанные месяцы. Пройдёт каких-нибудь три месяца, и о БАМе заговорит вся страна. И все узнают, как прокладывается уникальная, сложнейшая в мире железная дорога, о героях небывалой стройки и что Байкало-Амурская магистраль — дорога в XXI век, что БАМ — дорога в будущее.

 

64068072

1371376241_1847745_original

 

В апреле 1974 года XVII Съезд ВЛКСМ объявил Байкало-Амурскую магистраль главной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Прямо из зала съезда отправился на БАМ Всесоюзный ударный комсомольский отряд — шестьсот бойцов.

 

В Тайшете они разделились на две группы: одни отправились на первые километры трассы — в Усть-Кут и на Таюру. Другие — на север Амурской области, чтобы пробивать дорогу навстречу от небольшого таёжного посёлка Тындинского. В Тайшете каждая группа получила по половинке сверкающего серебром символического ключа от БАМа с надписью: «Дорогие друзья! По окончании укладки пути и соединения Западного и Восточного участков просим соединить обе половинки символического ключа, забить серебряный костыль. Ключ вручить председателю Государственной комиссии».

 

Утром 3 мая 1974 года Усть-Кут проснулся знаменитым. В этот день газеты, радио и телевидение сообщили всей стране, что в город прибыл Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII Съезда ВЛКСМ и отныне строительство БАМа развернётся от Усть-Кута на восток широчайшим фронтом. В городе обосновались главные штабы Западного участка стройки.

 

Уже в первый год на стройку прибыло более двадцати тысяч юношей и девушек изо всех союзных республик. Молодой задор и азартное желание быть первым соединились с мужеством и точным расчётом, с новаторством и ответственностью, которые назовут потом бамовским характером. «Дорогу строить и себя!» — это был молодёжный общебамовский лозунг. Из числа комсомольцев выросли замечательные, известные мастера своего дел, а настоящие руководители.

 

Строительство БАМА — это был новый замечательный трудовой подвиг советского народа. В нём слились воедино мужество и трудовой энтузиазм строителей, смелость технических решений и единство действий десятков тысяч людей, воодушевлённых высокой патриотической целью, объединённых общностью интересов. БАМ остался в истории страны ярким свидетельством свершений эпохи, утверждения созидательных, творческих начал.

 

С момента высадки в тайге первых комсомольских десантов и до торжественной стыковки в Куанде за десять лет напряжённого коллективного труда уложено более пяти тысяч километров главных и станционных железнодорожных путей, построено свыше четырёх тысяч искусственных сооружений, сотни километров притрассовых автомобильных дорог, питавших стройку всем необходимым. Вдоль магистрали на ранее необжитых, суровых землях выросли новые города и посёлки.

 

1371376430_bam1951_25

 

Усть-Кут — 1-й километр БАМа. Через порт Осетрово города Усть-Кута в короткую пору летней навигации идёт снабжение огромной северной республики — Якутии. Неподалёку от здешних причалов и был уложен летом 1974 года первый километр БАМа. Со временем магистраль примет на свои стальные плечи заботу о доставке грузов на Север. А в начале стройки, когда БАМ только пересёк Лену и её крупные судоходные притоки, через порт Осетрово бамовцам забрасывались на баржах тысячи тонн грузов.

 

Посёлки Звёздный, Ния, таёжный посёлок Улькан — вековые сосны, знаменитые сибирские кедры, соболя и белки в кедрачах в десять раз больше, чем в обычной тайге. А соболь — это валюта. Учёные-лесоводы добиваются неприкосновенности ульканских кедровников. Урожай кедровников, кедровых орех — до миллиона тонн в год, в которых до 60% жира, 20% белка, набор микроэлементов, витамины, багульник, ценнейший таёжный бальзам – живица, которую можно добывать каждый сезон подсечкой, сохраняя кедр живым и плодоносящим. В Улькане был создан первый на БАМе леспромхоз, построены бассейн, дома, больница, спортзал и танцплощадка. Строители Улькана в своё время сделали большое дело для сохранения природы БАМа. На территории строящегося посёлка Улькан и вокруг него решено было максимально сохранить живые растения, кустарник и деревья, назвав свой почин «Сохрани берёзку!». Из Улькана пошло соревнование за лучший посёлок, которое переросло в общетрассовое движение молодых строителей «Я — хозяин стройки». Пример застройки Улькана взяли на вооружение те, кто начинал Кичеру, Дюгабуль, Чильчи, Северомуйск.

 

На всю здешнюю округу (на 209 км магистрали) тут находилась одна деревушка Юхта, основанная русскими людьми ещё два века назад. Жили в ней издавна умельцы по выделке кожи, один из первых бамовских десантов приземлился прямо в юхтинский огород, сорвав раздутых ветром лопастей крышу. Улькан решено было строить в километре от деревеньки, оставив в покое её избы и амбары, как музей сибирской старины.

 

Посёлок Магистральный — станция называется Киренга… Жители этих мест исстари занимаются охотой и рыбалкой. И такого обилия грибов, ягод, как на Киренге, не встретишь больше нигде. Ягоды здесь берут совками, грибы — хоть косой коси. Заросли черемши — по грудь высотой.

 

Русские люди пришли на берега Верхней Ангары уже в конце XIX столетия и осели там прочно. Ветеран БАМа Э. Норман, который полвека назад проводил изыскания трассы в Северобайкальске, оставил в своих дневниках любопытное свидетельство о русских селениях Кумора и Иркана на Верхней Ангаре: «Нас поразил не таёжный ландшафт между селениями. Две типично русские деревни с огородами, лошадьми, коровами, овцами, курами, утками, с улицами, по которым ездят на телегах. Между деревнями — хорошо укатанная колесная дорога. А кругом простиралось настоящее русское поле, на котором колосились рожь и овёс.

 

Удивительный оазис в бескрайней тайге! На горизонте виднеются скалистые вершины Северо-Муйского хребта, и куда ни посмотришь вокруг — всюду высокие горы, а вблизи — заболоченная плоская мерзлотная равнина.

 

Мы были поражены этим чудом, сотворённым человеком, отвоевавшим у вечной мерзлоты сносные условия жизни. Смекалистые люди на возвышенном месте вырубили тайгу, раскорчевали, распахали, — и вечная мерзлота отступила. Унавоженная земля стала плодородной. Этот небольшой клочок бывшей тайги — словно памятник самоотверженному труду многих поколений русских людей, единственными орудиями которых были топор да лопата, самодельная соха и конь. Поколений, превративших дикую мерзлотную тайгу в уголок земледельческой России».

 

Читать продолжение / ранее

 

 

Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией