Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

Карьера

17 Сен, 14:24

Анонсы

Все стартапы ведут в Татарстан

20. 12. 2015 701

IMG_3150

Площадка Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» Республики Татарстан четвертый год подряд принимает участников международной экспедиции по поиску перспективных российских и зарубежных ИТ-проектов «StartUpСабантуй».

В этом году экспедиция посетила 15 городов России и мира. Лучшие проекты получают возможность пройти обучение и получить обратную связь от опытных менторов, инвесторов и ИТ-предпринимателей. Эксперт экспедиции «StartUp Сабантуй», руководитель Бизнес-инкубатора ИТ-парка Ленар Халиков рассказал о том, как собрать и вырастить стартапы.

 

— Как часто проводится отбор в Бизнес-инкубатор, сколько проектов уже было выпущено?

— Каждый год мы проводим не менее восьми отборов, каждые три месяца. Всего было 34 отбора: 18 в Казани и 16 в Набережных Челнах. В рамках отбора стартапы защищают свой проект перед экспертами. Пройдя отбор, всего 7–9% проектов получают статус резидента Бизнес-инкубатора. Занимаясь своим проектом в ИТ-парке,  часть команд через некоторое время понимает, что их проект нежизнеспособный, что они что-то выбрали неправильно, и уходят. Бывает, что через некоторое время эти же команды возвращаются с новым проектом или с обновлённой командой. Можно ли считать их выпуском? Есть проекты, которые «растут» в Бизнес-инкубаторе год и торжественно выпускаются.

 

2

 

— Какие требования у Правительства Республики Татарстан к Бизнес-инкубатору?

— За год через Бизнес-инкубатор должны пройти не менее 40 проектов, определенный процент из которых должны достигнуть коммерческого успеха. Кроме того, есть требования  и к сотрудникам Бизнес-инкубатора. Для нас главным критерием является то, сколько компаний реально превратилось в маленький бизнес, то есть выросли от уровня идеи до её реализации. Мы ведём статистику, на сегодня выживаемость проектов составляет 25%, а 50% добиваются коммерческого результата. Для нас это реальный показатель работы, он выше среднего по миру.

 

— Вы поддерживаете связь с Бизнес-инкубаторами других городов? Возможно, делаете обмен экспертами?

— В современном ИТ-мире без сотрудничества не выжить. Мы регулярно выезжаем в регионы с мастер-классами, общаемся с авторами проектов, консультируем их. Также к нам в ИТ-парк Татарстана приглашаем другие бизнес-инкубаторы и технопарки. В ноябре прошлого года у нас проходило мероприятие «Kazan Startup Week», куда мы также приглашали наших друзей и всех желающих из бизнес-инкубаторов и технопарков других городов. Стараемся со всеми связь поддерживать. Знакомиться с активными игроками рынка из других городов помогает и наша ежегодная экспедиция по поиску стартапов «StartUpСабантуй».

 

— Дайте несколько советов для начинающих стартапов.

— Во время отборов в Бизнес-инкубатор наши эксперты не пропустят к финалу проект, который не ответил сам себе на вопрос «Зачем ему Бизнес-инкубатор?». Мы готовы серьёзно помогать проектам, оказываем им значительную поддержку в виде комплекса услуг, но и от самих участников ждём максимум усилий и отдачи. Если участники не готовы слушать и меняться, то, скорее всего, в рамках нашего Бизнес-инкубатора у них ничего не получится. В первую очередь проектам нужно пройти проверку своей идеи, получить обратную связь и оценку от потенциальных клиентов. Кроме того, в наш Бизнес-инкубатор не следует идти без команды, как минимум, два человека должны быть в проекте. Причина в том, что если в тебя поверил хоть один человек, то шансы на успех возрастают. А успешность нашей совместной работы с проектами подтвердили привлеченные инвестиции в размере более 500 млн. рублей — это более 60 сделок. И мы всегда стараемся хороших инвесторов сводить с перспективными проектами.

 

Untitled-3

 

— Как вы работаете с вузами?

— Я убеждён, что ни один бизнес-инкубатор без сотрудничества с вузами на долгосрочной перспективе не выживет. Мы сами начали выращивать проекты, организовывали форумы, различные мастер-классы, в том числе и по навыкам презентации,  для всего города и все бесплатно. В наших вузах есть студенты с неплохими идеями. Мы помогаем им эти идеи проверить. Сейчас пока они ещё учатся, чтобы до того, как войдут в реальную жизнь, у них было два-три хороших провала. По нашей статистике, успеха добиваются те команды, за плечами у которых не один проект. У новичков редко что получается, но вот с третьего раза уже можно надеяться на успех.

 

В Казани мы совместно с ИТИС  (Высшей школой информационных технологий и информационных систем) запустили новый проект-факультатив «Технологическое предпринимательство» в формате акселератора-спутника, открыв доступ для участия всем студентам Казани. Программа длилась три месяца. Сначала мы месяц преподавали теорию, далее два месяца проводили практические мастер-классы и работали над  проектами. Мы открыли им также доступ в наш Бизнес-инкубатор: участники акселератора могли приходить к нам в ИТ-парк, задавать вопросы  нашим коллегам, дорабатывать проекты. По окончании трёх месяцев образовалось больше 40 проектов, половину из которых эксперты признали перспективными, а у некоторых даже были первые продажи. В этом году программа также на бесплатной основе запустится в Набережных Челнах. Студенты, аспиранты, преподаватели смогут приходить на наши курсы, и мы будем помогать им в работе над проектами. Поэтому можно говорить, что количество активных студентов однозначно высоко.  Кроме того, большое количество студентов проходят у нас практику, какая-то часть людей остается работать в тех компаниях, где стажировались. У нас огромная база резюме студентов, которых мы рекомендуем в ИТ-компании.

 

Важная задача Бизнес-инкубатора, кроме всего названного, — помогать стартапам не падать духом на трудных препятствиях. В России нет фейл-культуры, «культуры провалов», которая хорошо развита в зарубежных странах. В США, если ты что-то начал делать и провалился, то тебе по плечу похлопают и скажут: «Дружище, ты молодец, у тебя теперь много опыта, теперь ты точно знаешь, как не надо делать». В России, если ты провалился, то тебе все, начиная от родителей и заканчивая друзьями, скажут: «Мы же тебе говорили — даже не стоит начинать, занимайся реальными вещами».  Мы стараемся разрушать эти взгляды и подходы к предпринимательству.

 

NASR1927-min

 

Кроме того, у нас есть программа для школьников «JuniorStartup». Мы стараемся, чтобы школьники во время учебы сделали максимальное количество ошибок. Пусть они провалятся раз сто, но в сто первый раз они становятся совершенно другими и смотрят на всё уже через призму своего опыта. Программа «JuniorStartup» работает уже три года. Школьные команды, которые упорно работали все эти годы, в феврале 2015 дошли до заключительного этапа, и в итоге одна из команд сейчас зарабатывает  500 тысяч рублей в месяц, другая — 50 тысяч в месяц, третья — 15 тысяч в месяц. Только представьте — они зарабатывают такие деньги, обучаясь в школе, а что будет, когда они станут студентами?

 

— Знаю, что к вам в Бизнес-инкубатор едут даже иностранные студенты. Как они о вас узнают?

— К нам в Бизнес-инкубатор едут со всех городов России, приходят заявки из СНГ и Ближнего зарубежья, в основном с Балкан. Директор ИТ-парка Антон Грачев, находясь в командировках в разных странах, рассказывает об ИТ-потенциале Татарстана, о нашем технопарке и Бизнес-инкубаторе. Также можно сказать, что информированность о нас — это результат системной работы. Наш ИТ-парк посещают много инвесторов и руководителей крупных компаний. Выезжая за рубеж, они между собой общаются и рассказывают о нас. «Инвесторский» рынок не такой большой, как кажется, все друг друга знают и общаются. Работает и «сарафанное радио», когда резиденты Бизнес-инкубатора рассказывают о нас в своём регионе.

 

Приезжая в разные страны в рамках экспедиции «StartUpСабантуй», мы рассказываем о своей работе и своих результатах, привлеченных инвестициях. Информация по ним открыта, ее можно найти. Часть российских инвесторов сегодня стараются вложить деньги в зарубежные проекты. А к нам, наоборот,  нередко приезжают зарубежные проекты, чтобы получить деньги. Мы ничуть не хуже зарубежного бизнес-инкубатора или акселератора, просто у них больше пиара и частных денег, чем государственных, к ним больше доверия. Мы и дальше намерены продолжать международную работу. У нас уже есть сеть партнёров в Европе и на Ближнем Востоке (Турция, Объединённые Арабские Эмираты). Мы хотим сделать мостик с российскими проектами, которые хотят выйти на мировые рынки и, наоборот, чтобы проекты и инвесторы с Востока могли выйти в Россию через нас.

 

4

 

— Расскажите о самых запомнившихся вам проектах, которые росли в ИТ-парке.

— Истории успеха проектов, о которых мы традиционно рассказываем: «Автодория», которая выявляет нарушителей, вычисляя их среднюю скорость; «Эйдос» — авторы проекта разработали тренажеры для врачей с высокой степенью правдоподобности моделирования  реальных ситуаций. Из новых проектов — это «RTsim». Команда проекта занимается разработкой компьютерных тренажёров, обучающей системой для персонала, работающего на опасных производствах: химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих. Люди осваивают не только теорию, но и тренируются, что делать при чрезвычайной ситуации. Японские и американские аналоги стоят около 35 млн. рублей, ребята сделали их за 8 млн. рублей. Первый тренажер уже установлен на одном из предприятий Татарстана. Есть проект, который не реализовался, но из него сложилась сильная команда, которая сейчас очень хорошо научилась продвигать мобильные приложения в Интернете. Получился хороший ИТ-бизнес,  и это мы тоже считаем как одну из историй успеха.

 

Были, кстати, истории-провалы. Проект привлек инвестиции, но через время закрылся. Инвестиции вернули, это был хороший урок для всех резидентов Бизнес-инкубатора как пример того, как проект очень быстро начал масштабироваться. Ошибка в том, что они не до конца выросли, не выстроили систему продаж, а уже привлекли деньги, и случился кризис роста. Проект «Маматоник» — ребята сделали пояс для беременных женщин по методу музыкального развития плода «СОНАТАЛ», на котором выросло в Набережных Челнах более 50 тысяч детей. Плод «пинается» — и воспроизводятся звуки, или мама нажимает на пояс — происходит общение. Это доказанная методика, благодаря которой плод развивается быстрее и гораздо меньше риск осложнений мозга. Этот проект купила американская компания, проинвестировав в проект на раннем этапе.

 

DK__0475

 

«RoadAr» — мобильный видеорегистратор, который распознает на трассе дорожные знаки. Едешь на машине и случайно не заметил знак — его развернуло или уронило, приложение подскажет, что знак все-таки был. В онлайн режиме видеорегистратор распознает знаки, собирает базу за счёт других пользователей, например, если тысяча машин проехала и распознала этот знак, данные переходят в облачный сервис и хранятся там. Приложение уже скачали более 350 пользователей Интернета, авторы проекта привлекли большие инвестиции благодаря ИТ-парку и сейчас активно развиваются в Казани.

 

«Lean-аудит» — ИТ-система для проверки качества использования lean-систем на заводах. Данная система необходима, когда большой завод хочет внедрить «бережливое производство» для устранения всех видов потерь и оптимизации бизнеса. Для этого часто заказывают дорогую систему,  тренинги и обучение. Чтобы все работало, эту работу нужно контролировать, а в России часто этого не делают. «Lean-аудит» подсказывает работникам с помощью простых ежедневных алгоритмов, что необходимо предпринимать. В итоге получаем уменьшение себестоимости или увеличение выручки.

 

«Спикфон» — система экстренного оповещения через домофоны. Датчик встраивается в домофонную сеть, а доступ передаётся МЧС, и при чрезвычайной ситуации весь город можно предупредить всего за две-три минуты. Домофонные трубки начинают передавать экстренное сообщение, даже когда не сняты, у подъезда также домофон будет автоматически транслировать эту информацию. И, наоборот, если на человека нападают, он набирает в любом домофоне номер 112, и звонок поступает в специальную службу. Сейчас активно эта система внедряется в Тюмени и в Казани.

 

IMG_1651

 

— Хотелось бы, чтобы подобные проекты были шире представлены в России. Трудно ли масштабировать проекты на страну?

— Есть стартапы, заточенные на регион, есть те, что могут масштабироваться без проблем. Частные случаи, когда не получается, — это административные преграды, сильные конкуренты, недостаточно активные основатели, либо просто рынок не готов. ИТ-стартап должен обладать такой моделью, которая не зависит от региона или страны, в которой он работает, иначе он не сможет быстро развиваться. Сложно масштабироваться тем проектам, которым нужно нанимать «живых продажников», потому что в каждом новом городе нужно нанимать новых людей, либо отдавать на аутсорсинг партнёру, а его тяжело найти.

 

«StartUpСабантуй» — международная экспедиция по поиску и продвижению перспективных ИТ-проектов. За все время существования проекта в экспедиции приняли участие более  2000 стартапов, очный этап прошли более 1300 стартапов. Организатором проекта является ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» Республики Татарстан. Финал экспедиции «StartUpСабантуй» ежегодно привлекает внимание ведущих инвестиционных фондов и бизнес-ангелов страны.

 

 

интервью подготовил Иван Горбунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией