Воды слонам! (Вода для слонов)
Water for Elephants
Счастье и смех одних всегда строятся на горе и слезах других.
Настоящая любовь сказывается в несчастье: как огонек, она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла…
год — 2011
страна — США
слоган — «Жизнь — это самое удивительное шоу на свете»
режиссер — Френсис Лоуренс
сценарий — Ричард ЛаГравенес, Сара Груэн
продюсер — Джил Неттер, Эрвин Стофф, Эндрю Р. Теннербаум
оператор — Родриго Прието
композитор — Джеймс Ньютон Ховард
художник — Джек Фиск, Дэвид Крэнк, Жаклин Уэст
монтаж — Алан Эдвард Белл
жанр — драма
премьера (мир) — 15 апреля 2011
премьера (РФ) — 21 апреля 2011, «Фокс»
рейтинг MPAA — PG-13
время — 110 мин.
О чем?
Времена Великой депрессии. Студент-ветеринар Якоб бросает учебу после того, как его родители погибают, и присоединяется к «Benzini Brothers», самому грандиозному цирковому шоу на Земле. Там он начинает работать ветеринаром, а заодно и влюбляется в прекрасную наездницу Марлену, которая, правда, замужем за Августом, харизматичным, но жестоким дрессировщиком.
В главных ролях:
Роберт Паттинсон / Robert Pattinson — Jacob
Риз Уизерспун / Reese Witherspoon — Marlena
Кристоф Вальц / Christoph Waltz — August
Пол Шнайдер / Paul Schneider — Charlie
Джим Нортон / Jim Norton — Camel
Хэл Холбрук / Hal Holbrook — Old Jacob
Марк Повинелли / Mark Povinelli — Kinko / Walter
Ричард Брэйк / Richard Brake — Grady
Стивен Тейлор / Stephen Taylor — Wade
Кен Фори / Ken Foree — Earl
Скотт МакДональд / Scott MacDonald — Blackie
Джеймс Фрейн / James Frain — Rosie’s Caretaker
Сэм Андерсон / Sam Anderson — Mr. Hyde
Джон Эйлуорд / John Aylward — Mr. Erwin
Брэд Гринквист / Brad Greenquist — Mr. Robinson
Что сказать?
Перед нами просто восхитительный фильм во всех отношениях! Тут и трогательная история любви, и животрепещущая драма, и крепкий актерский состав, и завораживающая работа с животными!
А теперь обо всем по порядку.
Что первое приходит в голову, когда слышишь магическое и волшебное слово «цирк»?
Конечно, веселье, смех, радость, все составляющие позитива и бури эмоций.
На сцене бушует и кипит представление, происходит торжественный и пышный выход на арену цирка всех участников «парад-алле». Здесь можно увидеть веселых и печальных клоунов, дурачащихся на все лады, забавных карликов, могучих силачей, генетических уродов и пошлых стриптизерш, дрессированных тигров и львов, гиен, зебр и простых лошадей всех мастей и расцветок, обезьян и собак, пернатых.
В этот момент никто из зрителей не задумывается о том, как и каким образом артистам и дрессировщикам удалось добиться не только всего происходящего, но и поощрения в виде аплодисментов, фанфар, криков одобрения и несдержанных восторгов, а также желаемого куша в виде аншлга, приносящего деньги.
На поверку закулисье оказывается вовсе не местом для чарующей романтики и развлечения. Фильм рассказывает, каких испытаний потом, кровью, слезами и невероятной болью стоят животным и артистам их номера. В каких они живут условиях, зачастую находясь за гранью санитарии, а также что едят каждый день и едят ли, ведь на дворе период Великой депрессии, когда большинство населения не всегда имело на ужин краюху хлеба, не говоря уже об изысках, а безработные исчислялись десятками миллионов…
Вот и получается, что на деле веселый клоун оказывается горьким пьяницей, а дружелюбный владелец цирка жестоким и деспотичным тираном, способным на убийство не только зверей, но и работников своего мероприятия, которых он не считает за людей.
Фильм Френсиса Лоуренса «Воды слонам!», снятый по одноименному бестселлеру Сары Груэн не только расскажет, но и покажет зрителю все то, что не увидит простой зритель в глянце и блеске шоу. Авторы вывернут наизнанку не только души людей, но и с особым цинизмом выпотрошат всю подноготную, в деталях продемонстрировав несправедливость и произвол над простыми людьми, а также дадут возможность насладиться зрелищем, выстроенном на крови…
Повествование картины начинается от лица потерявшегося старика (Хэл Холбрук) рядом с современным цирком.
Сначала работники решают, что он выживший из ума беглец из дома престарелых. Но когда между молодым парнем и обеленным сединами пожилым человеком завязывается диалог, начинает проясняться очень интересное и крайне выразительное прошлое, захватывающее как слушателя на экране, так и зрителя в зале кинотеатра настолько сильно, что оторваться просто невозможно от начала и до самого конца!
Весьма оригинально сделан переход от старости в младость: жесткий и скрипучий голос преображается в приятный слуху тембр юноши по имени Джейкоб (Роберт Паттинсон), собирающегося окончить престижный университет и получить специальность ветеринара. В тот солнечный и радостный день он еще не знал о «подарочке», подготовленном ему жестокой судьбой: прямо во время экзамена парня извещают о том, что в автокатастрофе погибли его родители…
Но этого безжалостному року показалось мало и он без сожаления лишает сироту крыши над головой: банк забирает дом и имущество за долги в счет погашения кредита, который отец Джейкоба взял, чтобы дать своему сыну шанс на получение качественного высшего образования!
«Что делать дальше! Куда идти? Как жить?» — эти вопросы начинают выстукивать в голове главного героя Роберта Паттинсона и зрителя барабанную дробь отчаяния, сожаления о произошедшем, в конце концов, неуемного и справедливого гнева!
Ведь очень тяжело смириться с мыслью о том, что вчера ты был всем, а сегодня стал никем не по своей воле, безрассудству или безалаберности, а из-за стечения обстоятельств!
Но, как бы это удивительно не выглядело, случившиеся трагические события не сломили, а напротив, закалили дух и решимость Джейкоба во что бы то ни стало добиться чего-то значимого в этом мире, а потому он без промедлений отправляется прямиком в большой город, сулящий надежду на реализацию мечты, вот только ему невдомек, что та же самая мысль посетила миллионы таких же отчаянных людей!
Дорога оказалась очень не близкой, а потому решительность быстро улетучилась после длительного пешего похода на протяжении целого дня, ноги ныли, а в глазах начали проглядывать нотки отчаяния. Когда надежда начала гаснуть, застигнутого ночью в лесу рядом с железной дорогой парня ослепили огни приближающегося поезда, который круто изменил всю его жизнь…
Товарняк оказался передвижным цирком братьев Бензини, являющим собой тоталитарное государство в разваливающемся и неконтролируемом союзе штатов Америки, пожираемых экономическим кризисом, принимающим масштабы стихийного бедствия. В этом хаосе никто не мешал гастролирующим существовать и работать по собственным правилам и законам.
К примеру, для того, чтобы просто выжить, нужно вкалывать ежедневно с таким усердием, как будто это твой последний миг бытия.
Попав в цирк, Джейкобу пришлось на собственной шкуре ощутить все прелести грязной работенки по разгребанию сотен килограммов навоза. В таком темпе долго он бы не протянул, потому, как за одни единственный день он умудрился истереть себе все руки в кровь, а так как работа ведется с продуктами жизнедеятельности, обильно богатыми микроорганизмами и прочей заразой, возникла опасность серьезного заражения и даже последующей гангрены.
Парню предстояло пройти это испытание, ведь оно сбило с него весь лоск и познакомило с оборотной стороной жизни. После сочувствующий ему работник представил его самому хозяину цирка Августу (Кристоф Вальц). Там Джейком с помощью своего дерзкого красноречия умудряется убедить главу предприятия в том, что ему просто необходим квалифицированный врач-ветеринар, и подкрепляет свою уверенность фактом болезни лошади, задействованной в кульминационном моменте представления.
В моменте разгребания фекалий был еще один плюс, ибо именно там парень увидел ту, кто украла его сердце и лишила покоя на долгие ночи — недосягаемый запретный плод в виде нежной, хрупкой и невероятно красивой молоденькой Марлены (Риз Уизерспун) — жены жестокого и деспотичного хозяина цирка.
Примечательно то, что девушка до появления молодого и статного парня, чудом выбившегося в любимчики её муженька, кажется, была всем очень довольна и рада: и любви человека, который был значительно старше её, и центральной роли в лучших номерах, и хорошему шампанскому, и вкусной еде… Но с учащающимися встречами с пылким и горячим юношей, под развращающим воздействием спиртного, вспыхивают сначала очень сильные чувства, а потом и любовь. Основная проблема заключается в том, что с каждым днем её всё сложнее и труднее скрывать…
Именно такова история Джейкоба, Марлены, Августа и слонихи Рози, которая поначалу сплотила героев в заботе над собой, а впоследствии сыграла знаковую роль в судьбе каждого из персонажей.
Для того, чтобы узнать что именно стряслось, нужно посмотреть эту восхитительную экранизацию, завораживающую зрителя всеми возможными аспектами, начиная с подачи материала и заканчивая актерской игрой и мастерством дрессировки животных, представляя в итоге на суд историю об искуплении, надежде о праве на второй шанс и, конечно, любви, проходящей лейтмотивом в отношениях как между людьми, так и животными…
Что касается центрального женского персонажа, воплощенного на экране Риз Уизерспун, остается только догадываться, каким образом ей удалась игра, заставляющая зрителя искренне и всерьез переживать не только разумом, но и сердцем. Ведь образ девушки вполне обычный и стандартный — расфуфыренная Белоснежка с печальной судьбой. Но неведомая магия актерского мастерства при просмотре завораживала своим неповторимым колоритом фарфоровой куколки с белой кожей, светлыми волосами, которые больше похожи на очень неладный парик, ярким макияжем, а нелегкая судьба вызывала искреннее сочувствие.
Примечателен тот факт, что за роль Марлены она получила всего два миллиона долларов, что не идет ни в какое сравнение с гонораром в пятнадцать миллионов за исполнение дурнушки и простушки Лизы в недавно вышедшей романтической комедии «Как знать…» (2010, Джеймс Л. Брукс), полностью провалившейся, как в США, так и в мировом прокате.
При сравнении двух ролей создалось ощущение, что на экране присутствуют два совершенно разных человека, один из которых заправский профессионал и заслуженный обладатель Оскара, а с другой — зеленый дилетант, заполучивший неизвестно за что невероятный куш.
Что касается мужских ролей, то их занял тандем Роберта Паттинсона и Кристофа Вальца. Казалось бы, последний должен своим талантищем заслонить мальца и не оставить ему даже надежды на проявление себя на экране, особенно если учесть тот факт, что их персонажам в фильме уделено очень большое внимание при совместном времяпровождении. Однако прогнозам не суждено было оправдаться!
Роберт Паттинсон, как актер с успехом реабилитировался после убогой и бездарной саги «Сумерки» (2008-2012, Кэтрин Хардвик, Крис Вайц, Дэвид Слэйд, Билл Кондон) в восхитительной драме «Помни меня» (2010, Аллен Култер). Где он своим героем буквально перекрыл кислород зрителю на целых два часа, заставляя по окончании титров еще долго пялиться в экран с глазами полными слез.
Там он умудрился представить такое великолепное владение драматической составляющей, что просто не мог не вызвать логичный вопрос: «А какого черта он творит в Сумерках?!»
Ведь там, чего уж душой кривить, он предстает абсолютной бездарью, которая вообще не способна на эмоции, а лишь на демонстрацию образа слащавого мальчика, дабы прельщать малолетних девочек и делать невразумительную кассу.
В фильме «Воды слонам!» Роберт продолжает доказывать и наглядно показывать, что он отличный драматический актер и вовсе не лыком шит. Паттинсон умудряется выглядеть на уровне Оскароносца Кристофа Вальца, что уже само по себе заслуживает аплодисментов. При этом гонорар за роль Джейкоба, как и в случае с Риз Уизерспун, также не идет ни в какое сравнение с Эдвардом из «Сумерек»: полтора миллиона против двенадцати и двенадцати с половиной за «Новолуние» и «Рассвет» соответственно.
Так, что в данном фильме не работает правило «чем дороже, тем лучше».
Что касается Кристофа Вальца, которого миру открыл Квентин Тарантино в своем потрясающе бескомпромиссном и крайне своеобразном фильме «Бесславные ублюдки» (2009), то просто не перестаешь удивляться многоплановости и таланту этого восхитительного австрийского актера. В «Ублюдках» он играл фашистскую сволочь, крысу и труса, наделенную безграничной властью, в ленте «Воды слонам!» он вновь предстает тираном, однако образы Ганса Ланды и Августа не похожи совершенно. Первый совершает злодеяния, находясь на службе у фюрера, второй просто не может себя контролировать и выпускает пар из-за постоянной нервотрепки и крайней степени ответственности, ведь на его плечах лежит цирк со всем зверьем и труппой.
Он любит свою жену, но крайне своеобразно, по-своему… Он не умеет показать это так, как надо, ведь считает чувства — обычной игрой. Что касается подарков, то они без человеческого отношения превращаются в простые вещи, ничего не значащие и не несущие тепла, уюта и прочих составляющих счастливого брака.
Фильм Френсис Лоуренс «Вода для слонов» (в отечественном прокате «Воды слонам!») на удивление получился идеальным во всем, придраться просто не к чему!
Картина заставит зрителя искренне переживать не только за людей, но и за животных, которые тут обладают такой невероятной харизмой, что именитым актерам приходится очень сильно стараться, дабы не выглядеть серостью на их фоне.
Несмотря на то, что гонорары всем обломились очень скромные, это никак не сказалось на качестве игры. В данном случае упрекать кого-либо за фальшь — значит быть крайне предвзятым бесчувственным сухарем, неспособным на искренние эмоции.
Происходящее на экране в данном случае представляет собой волшебный мир, созданный из грязи, обмана, крови и жестокости, но даже в такой непроглядной тьме всегда должно найтись место для ласки, любви и понимания…
Браво, Френсис Лоуренс! Браво!
Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру.