Пирамммида
Жадность — чрезмерное стремление обретать; скупость — чрезмерное стремление не утратить.
Или исповедь богатого Люцифера, рвущегося к власти…
год — 2010
страна — Россия
слоган — «Афера века, о которой ты ничего не знаешь»
режиссер — Эльдар Салаватов
сценарий — Сергей Крайнев, Максим Василенко, Сергей Мавроди
продюсер — Сергей Ливнев, Георгий Малков, Михаил Лящ
оператор — Горан Павичевич
жанр — боевик, триллер, драма, криминал, биография
бюджет — $2 200 000
премьера (мир) — 21 апреля 2011
премьера (РФ) — 7 апреля 2011, «UPI»
время — 105 мин.
О чем?
Россия, начало 90-х. Страна в процессе болезненного перехода от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночным отношениям. Простые люди, прежде жившие в условиях стабильности, растеряны и перепуганы. Все пришло в движение, ход истории разворачивается на глазах. Поворотные моменты истории всегда способствуют появлению всевозможных самозванцев и талантливых мошенников. Сергей Мамонтов ищет куда применить себя и свой интеллект. И находит. Мамонтов заказывает макет «ценной бумаги» с имперской вязью, богатым орнаментом, водяными знаками и собственным портретом в самом центре. Своим «деньгам» он назначает цену сам и продает их по принципу: сегодня всегда дороже, чем вчера. Началась активная рекламная кампания. Чуть больше двух недель оказалось достаточно, чтобы народ уже выстроился в очереди за «мамонтовками», а Мамонтов стал едва ли не национальным героем. И могущественные банкиры, и властные структуры в растерянности — никто не имеет понятия, как прекратить этот беспредел — а в МММ уже набралось больше 10 миллионов вкладчиков… Заговоры, похищения людей, погони, заказные убийства. И немного любви.
В главных ролях:
Алексей Серебряков — Мамонтов
Фёдор Бондарчук — Белявский
Пётр Фёдоров — Антон
Екатерина Вилкова — Вера
Никита Салопин — Зотик
Алексей Горбунов — полковник
Артём Михалков — майор
Даниил Спиваковский — Гутов
Юрий Цурило — генерал
Анна Михалкова — жена Мамонтова
Пётр Фёдоров — Антон
Василий Константинов — Фёдор
Что сказать?
Перед нами просто восхитительный фильм во всех возможных отношениях, можно сказать идеальный во всем, разумеется, с художественной, а не с исторической точки зрения!
А теперь обо всем по порядку.
Казалось бы, чем может удивить лента, в которой уже один актерский состав не предвещает ничего хорошего: Алексей Серебряков, Петр Федоров иФёдор Бондарчук.
Все трое совсем недавно участвовали в процессе создания экранизации фантастической повести братьев Стругацких «Обитаемый остров».
Результат всем прекрасно известен:кино снималось по принципу лишь бы срубить бабла и чем больше, тем лучше!
В случае с «Пирамммидой» была интересна лишь реализация задумки, что касается грамотной актерской игры и увлекательной подачи материала, то об этой роскоши в отечественных картинах приходится забыть и закрывать глаза на откровенную халтуру.
Кто-то мирится с этим фактом, кто-то нет, из-за чего просто не воспринимает и не смотрит на то, что творит наш кинопром, заведомо относясь крайне скептически к выходу любой картины.
Что касается фильма режиссера Эльдара Салаватова, то тут всё сложилось несколько иначе, а потому, когда в первых кадрах появляется Алексей Серебряков в образе забитого, зачуханного, стеснительного и невероятно умного математика Сергея Кондратьевича Мамонтова, глаза зрителя расширяются до предела! Колоритный персонаж завораживает, манит и притягивает внимание с самого начала, при этом, не уменьшая интереса к своей персоне до самого конца! Вот это профессионализм! Браво!
Садясь смотреть данный фильм, обязательно надо учитывать то, что создатели не планировали добиваться полного соответствия с действительностью и реальной личностью в лице Сергея Пантелеевича Мавроди! Они создали собственный художественный образ, основанный на истории. Это было сделано из-за того, что авторы и во главе с продюсером Сергеем Ливневым просто не хотели делать историю о грандиозной афере или о банальном мошенничестве, ведь учредителя «МММ» никогда не интересовали одни только деньги. Не удивительно! Ведь бумажка является средством, но никак не целью. А потому центральной темой в данном случае является борьба за власть.
Для того чтобы у зрителя была возможность абстрагироваться от истории, были изменены отчество и фамилия главного героя, при этом оставлено имя и название акционерного общества, а также временные рамки в периоде с февраля по август 1994 без изменений.
Насколько это правильно, каждый должен решить для себя сам. Если удастся принять такой взгляд на вещи, скорее всего, картина понравится, если не удастся, то просто не получится заметить волшебную магию кино, которая тут реализована на все сто процентов!
Увлекательный, размеренный, а местами невероятно динамичный сюжет не провисает ни в одном месте, идя ровно до самого конца, предоставляя зрителю возможность крепко задуматься над смыслом своей жизни и границами собственной жадности.
Ибо ничто так не съедает жадного человека, как его собственные аппетиты!
Что касается фильма, то он предлагает зрителю возможность окунуться в эпоху строительства финансовой пирамиды. В принципе, это могла быть не «МММ», а любая другая, изменилось бы немногое.
Кстати, в картине Эльдара Салаватова совершенно не оправдывается название, ведь в исторических реалиях им стала аббревиатура начальных букв фамилий её основателей: Сергей Мавроди, Вячеслав Мавроди иОльга Мельникова.
В «Пирамммиде» главная роль отводится ушлому организатору в лице Сергея Мамонтова и его верному помощнику Антону (Пётр Фёдоров), основой же становятся наивные вкладчики, которые, подобно стаду баранов, в одночасье уверовали в то, что один единственный человек, словно волшебник, сможет сделать их богатыми, а жизнь беззаботной как по мановению волшебной палочки.
Где был разум и логика, когда толпы несли свои кровные, а зачастую похоронные деньги в сомнительную организацию? При этом пребывая в здравом уме и твердой памяти, люди осознавали, что это предприятие работает себе в убыток настолько, что при единовременном обмене билетов на деньги в одночасье оно может стать банкротом и не выплатить обещанного никому!
На что был расчет простого обывателя? Что тем, кому ничего не достанется, станет кто угодно, но только не он? Логика железная…
С этой позиции фильм очень интересен тем, что позволяет проникнуть не только в сознание масс, которые сегодня готовы прославлять и чествовать своего кумира, а на следующий день поливать его помоями, но и заглянуть автору настоящего хаоса под названием «три буквы м» прямиком в душу, которой у того, как оказывается, просто нет!
Картина основана на рукописях ненавистного миллионами Сергея Мавроди, написанных им во время тюремного заключения, конкретно на повести «Пирамида», которая повествовала о взлете и падении «МММ».
Однако авторы фильма привнесли в его историю свои сюжетные линии, сделав повествование ветвистым и более сложным. Это, разумеется, способствовало возникновению недюжего интереса, тем самым приковывая внимание зрителя к происходящему просто намертво!
Художественная сторона реализации в данном случае получилась просто невероятно качественной! Тут и крепкая актерская игра, и зрелищно выверенная операторская работа, и хороший монтаж, и, конечно, восхитительный саундтрек!
Что касается главного героя Алексея Серебрякова по имени Сергей Кондратьевич Мамонтов, то он предстает в крайне неоднозначном свете.
С одной стороны он хотел превратить Россию из мирового сырьевого придатка в аккумулятор денег, сделав ее настоящим финансовым лидером лишь посредством поставки своей валюты в виде билетов «МММ» или мамонтовок на один уровень с долларом!
С другой — преследовал свои корыстные интересы! Воспользовавшись моментом крайней неустойчивости как политической, так и экономической обстановки в стране, ушлый предприниматель смог изобрести гениально простой механизм, который стал своего рода «пылесосом», сосавшим деньги у доверчивого и несведущего населения.
Согласитесь, что это была почти удачная и крайне безумная попытка одного единственного человека прибрать к рукам не только экономическую, но и политическую власть сначала в России, а после и во всем мире!
Если бы идея с выходом «МММ» на мировой рынок удалась, все страны сделали бы колоссальное вливание своих капиталов! Ибо она обещала всем и каждому то, чего просто быть не может в человеческой природе, основой которой является индивидуальная алчность, жадность и скупость, которые ежедневно сражаются с этими же самыми составляющими других людей.
На самом деле идея пирамиды была изначально реализована крайне хитро и умно, играя на человеческой жадности, которая по своим размахам просто не знает границ. Ведь принцип «сегодня всегда дороже, чем вчера» работал безотказно, заставляя людей накапливать билеты «МММ», меняя на них всю возможную валюту, дабы копить безумные проценты и ждать у моря погоды.
В итоге, если бы не желание молниеносного захвата власти, с проведением референдума и вывода миллионов людей на митинг против правительства, то через мизерный промежуток времени, ни у кого из жителей планеты не осталось бы ни копейки! Все было бы вложено в билеты «МММ», что означало бы прямую зависимость всего мира от одного единственного человека. Согласитесь, задумка потрясающая!
Почему добиться намеченного не удалось?
Всё дело в несовершенстве личности, которую тяготит огромная ответственность и жажда власти. С одной стороны главный герой трезво и здравомыслящий человек, который один раз сумел добиться от налоговой отмены своего решения с помощью бунта населения. С другой – он пленник своих желаний, которые не только уничтожают и разъедают его личность, но и уничтожают близких людей…
В итоге, потеряв всех и лишившись покоя, он наконец-то начинает чувствовать свою абсолютную безнаказанность и безграничные возможности, поэтому Мамонтов принимает конечное решение: пойти на откровенныйи подлый шантаж простых людей, дабы все они своими широкими грудями расчистили для него дорожку прямиком в кресло президента!
Алексею Серебрякову в исполнении Сергея Мамонтова при создании образа потребовались лишь немодные очки в очень толстой оправе. В остальном же при внешних несоответствиях с Сергеем Мавроди, ему удалось воплотить на экране настолько живой и реалистичный персонаж, что при просмотре просто забываешь о том, что перед тобой актер, а не историческая личность. Иногда в кадре перед зрителем представал этакий «большой ребенок» с вечными усиками от кефира, что наглядно демонстрировало всю неприспособленность этого героя к окружающей его действительности, делая подобием белой вороны.
Оппонирует ему Белявкий в исполнении Федора Бондарчука – этакий интеллигентный олигарх, которого поддерживают американские друзья-товарищи.
Знаете, это настоящая фантастика! Пожалуй, впервые удалось увидеть невероятную актерскую игру в исполнении Бондарчука. Впервые не стыдно за его пребывание в кадре, ибо живые и реалистичные эмоции настолько завораживали, что всерьез побуждали сорваться на аплодисменты с криком «Верю!»
В этом плане Федору однозначный зачет! Черт, ведь может же сыграть на одном дыхании, когда захочет!
Петр Федоров воплотил на экране помощника Мамонтова по имени Антон – этакий бунтарь и полностью асоциальный типок, разбрасывающийся своим исключительным даром и золотыми мозгами направо и налево. Он мог иметь все, но вместо этого просаживает жизнь, прочно завязнув в плотских утехах.
Несмотря на то, что он подается как неотъемлемая составляющая тандема с Сергеем Мамонтовым, он является полной его противоположностью.
Если Сергей – полный аскет, который использует деньги, как средство достижения мирового господства, то для Антона бумажки – это цель, которая приводит его на самый верх пирамиды веселья. Вот только устоять на ней невозможно, ибо ноги разъезжаются, и вершина утыкается прямиком в промежность!
У Федорова, известного по крайне реалистичной и серьезной роли «Штыка» в фильме «Россия-88» (2009, Павел Бардин), полностью поменялось амплуа, однако это не сказалось на качестве образа, воплощенного на экране.
В довершение хочется обратить внимание на факт наличия целого спектра образов, символов и знаков, которые очень умело переплетены с сюжетной канвой и плотно вшиты в повествование. Чего стоит концовка с надвигающейся грозой, великолепно реализованной с помощью компьютерной графики, являющей душевные переживания и разногласия, терзающие Сергея Мамонтова в тот нелегкий переломный момент в его жизни.
Подытоживая, хочется задаться вопросом: «Какой урок можно вынести из этого фильма?»
Разумеется, можно сделать выводы о том, что, будучи даже самым умным человеком на целой планете, нужно учитывать, целую кучу факторов, начиная с того, что есть возможность повстречать того, кто просчитает весь твой гениальный план за несколько минут! Также обязательно нужно брать в расчет банальное присутствие случая, который может разрушить в одночасье все то, что создавалось месяцами!
Фильм Эльдара Салаватова «Пирамммида» — эталон качественного отечественного кино, которое не стыдно даже отвезти на запад, ибо оно является не простым тупым и слепым копированием стилистики и образов, как это обычно бывает! А напротив, попыткой привнесения в откровенно загнивающую отрасль новаторства и попытки реализации интересной идеи.
Что тут сказать? Проект удался на все сто процентов!
После просмотра возникает огромное желание пережить увиденное вновь, а по окончании второго захода, хочется сделать третий!
Браво, Эльдар Салаватов! Браво Алексей Серебряков и Федор Бондарчук! Так держать!
Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру!