Фильм режиссера Клима Шипенко «Текст» по одноименному роману Дмитрия Глуховского вышел в широкий прокат сегодня, 24 октября. Возрастное ограничение 18+
Без преувеличения, этот фильм настолько о сегодняшнем дне, о каждом из нас, об обычном человеке. Не смогу вспомнить и назвать более актуальное современное кино, которое так честно говорит и показывает о наболевшем и жутком в жизни простого человека. «Страшно так жить» — поет Баста, который написал саундтрек к титрам картины. К слову, текст песни Василия Вакуленко написан очень близко к сюжету и передает то напряжение и боль, которые витают в атмосфере фильма. Пожалуй, лучший трек на злобу дня.
«„Текст“, в отличие от других каких-то более ранних моих вещей, совершенно про сегодняшний день, его главная сила в том, что он живой и про любого из нас, как показала в случае с Иваном Голуновым волна общественной поддержки. Люди просто соотнесли эту историю с собой. Точно так же в „Тексте“ каждый может поставить себя на место главного героя и ощутить себя в его шкуре», — сказал автор романа Дмитрий Глуховский на пресс-конференции 14 октября в кинотеатре «Октябрь».
Имя Ивана Голунова не раз упоминалось в тот день на пресс-конференции, и есть параллель, которую тоже я бы не хотела обойти стороной. В книге и в жизни есть интересное мистическое совпадение, которого, конечно, никто не мог заранее просчитать и предугадать – имя Ивана Голунова очень созвучно с именем главного героя книги – Ильи Горюнова, что является определенным знаком к актуальности и важности поднимаемого вопроса «о каждом из нас». Так звезды совпали. К слову, еще одно странное совпадение, которое хотелось бы отметить – режиссер фильма Клим Шипенко год учился вместе с Иваном Голуновым, они одноклассники.
«Это действительно большая крутая драма про нас всех, и ее надо просто рассказать. Я очень сдерживал себя, потому что, наигравшись на моем предыдущем фильме со всеми космическими технологиями, я ими неплохо овладел. Здесь это и не надо было. Та форма режиссуры, которую я выбрал, она такая незаметная, надеюсь — я всегда пытался сделать так, чтобы зритель погрузился и не видел меня и режиссуру. Я хотел тронуть аудиторию эмоционально этой историей», — говорит режиссер фильма Клим Шипенко.
Мне посчастливилось посмотреть эту картину до широкого проката дважды – с цензурой, когда смотрела уже второй раз 17 октября, и без нее, на пресс-показе. Цензура – вынужденная мера, я прекрасно понимаю, что создатели фильма должны были это сделать, чтобы выйти в прокат. Но как же грустно для меня, человека, которому удалось посмотреть версию фильма без «пип» на матах, что многие сцены зацензурили – из-за этого они заметно угасли, смазались и потерялись. В одной из самых эмоционально насыщенных сцен – убийство Петра Хазина – создается впечатление, что тот накал, истерика, паника и всплеск, которые происходят у Ильи Горюнова, растворились. Нет массивности тех переживаний и чувств, которые он испытывает, когда осознает, что сделал. Но есть все-таки приятная новость – Клим Шипенко на пресс-конференции сообщил, что версия фильма без цензуры будет доступна на видеосервисе Start, поскольку он является продюсером, и зритель сможет посмотреть незапиканный вариант.
Продолжая об этой накаленной сцене, с которой, по факту, начинают развиваться основные события, я не пытаюсь оправдать убийство. Но реакцию Ильи Горюнова после слов Хазина: «Иди домой. К маме.» вполне можно объяснить обычным чувством живого человека – мама умерла, не дождавшись его выхода из тюрьмы. Он любил ее. Героя задевают за больное, плюс к этому примешивается чувство обиды за сломанную жизнь, несправедливости по отношению к маленькому человеку (отсидеть ни за что 7 лет в тюрьме = прежним ты уже не будешь никогда).
«Мы искали эту фразу – ходили туда-сюда, думали, одна сигарета, вторая, кофе, группа вся мерзнет. Но нам никто не мешал, слава богу, такая прекрасная команда была. И вдруг, в какой-то момент Ваня (Иван Янковский – прим.) приходит и говорит: „Пацаны, я придумал. Он говорит ему: иди домой, к маме“. Такой фразы в книжке нет. Из-за этого, по сути, начинается фильм, потому что эта фраза заставляет Илью ударить человека, ведь он только что потерял свою маму. Насколько это было сотворчество — мы сразу ударили по рукам и пошли снимать, потому что поняли, что в нас это попало, значит, и в кино, и в зрителя, наверное, попадет» — рассказал исполнитель роли Ильи Горюнова Александр Петров.
Для меня отдельную важность в этом фильме имели благородные поступки Ильи Горюнова в отношении Нины уже после убийства Петра Хазина – он уберег девушку от аборта, а затем – от смерти. И все благодаря тому факту, что он завладел телефоном убитого героя. Нужно понимать, что свои действия и текст сообщений адресатам, в том числе Нине, Илья должен был тщательно продумывать, чтобы не угодить сразу же после совершенного преступления снова в тюрьму, чтобы его «не спалили».
«Я не хотел шельмовать или клеймить Россию, ни в коем случае не хотел какую-то чернуху или изнанку показывать в романе „Текст“. С этой книгой я преследовал одну цель – сделать снимок сегодняшней страны, как она есть. Запахи, бренды, реклама, разговоры в метро, электричках, что пишут на вагонах, заборах, как люди сидят в телефонах, потому что это главная примета сегодняшнего дня – они им доверяют. То есть мне нужно было сделать совершенно точную, не тенденциозную реалистическую вещь. Я консультировался при написании книги и сценария с сотрудниками правоохранительных органов, с бывшими сотрудниками ФСКН, откуда, собственно, подробности этой жизни – они не утрированы, это случаи из жизни, которые мне пересказывали: по поводу торговли конфискатом, как те же сотрудники упарываются им в ночных клубах и т.д. То есть это все на документальном свидетельском материале сделано. Так же у меня были три арестанта, бывшие осужденные, которые вычитывали текст и оценивали его именно с точки зрения реалистичности сленга, ощущаемых освобожденным человеком эмоций и т.д. Милиционеры меня консультировали по поводу особенностей карьеры, включая внутривидовое скрещивание, где генералы женят своих дочерей на прокурорах и проч. В этом романе я не тычу ни критика, ни журналиста, ни зрителя в грязь лицом, наоборот моя задача была сделать это сверхузнаваемым и сверхточным», — объясняет Дмитрий Глуховский.
В фильме есть еще одна важная деталь, которая проходит через всю картину – портрет, который рисует Илья Горюнов и дополняет на протяжении всего фильма. Тут у меня возникла четкая и явная ассоциация с моим любимым «Портретом Дориана Грея», поскольку детали, которые дорисовывает герой в разные периоды в зависимости от произошедших событий, отражают те самые пороки и поступки, которые он совершает. Благодаря им человек на портрете становится похож на Дьявола, а затем, уже перед смертью, герой стирает лишнее, «стирает себя». Об этом немного рассказал Клим Шипенко во время общения со зрителями в формате «Вопрос-ответ» после показа фильма 17 октября: «Он начал рисовать свой портрет, потом видоизменял его, и в конце решил убрать все ненужное, что к нему прилепилось за это время. Это такой способ аутотерапии, некой коммуникации через рисование, когда он не знает, что делать». И действительно, герой берется за карандаш именно в те моменты, когда не знает, как поступить.
Не могу не сказать о потрясающих актерах и их героях – характерные, полностью раскрытые, «герои сегодняшнего дня», которые бесподобно показали эту историю. Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский – БРАВО! Не хватит слов, чтобы описать колоссальную проделанную вами работу, каждый должен просто это увидеть своими глазами и осознать важность каждой роли в нашем современном мире. Образ мамы (и Петра, и Ильи), который проходит через весь фильм, еще раз заставляет нас вспомнить и задуматься о том, что она самый близкий и дорогой человек в жизни каждого из нас. Материнское сердце никогда не обманывает и все чувствует.
Я хочу, чтобы этот фильм не просто прошел в кино, а жил, чтобы как можно больше людей его посмотрели и поняли огромный смысл и посыл, заложенный в нем. Не нужно обращать внимание только на эротическую сцену, и потом ее долго мусолить, необходимо смотреть гораздо глубже. При просмотре этого фильма нужно думать и заглядывать себе в душу, а не просто следить за картинкой. Фильм, который по-настоящему важен и нужен для российского зрителя сегодня.
Анна Киселева, фото автора