Запрещенный прием (Удар сосунка)
Sucker Punch
Пятый элемент в стиле Бурлеск.
Или прокол Зака Снайдера.
год — 2011
страна — США, Канада
слоган — «К такому ты не готов!»
режиссер — Зак Снайдер
сценарий — Зак Снайдер, Стив Шибуя
продюсер — Дебора Снайдер, Зак Снайдер, Уэсли Коллер
оператор — Ларри Фонг
композитор — Тайлер Бейтс, Мариус Де Фриз
художник — Рик Картер, Патрик Бэнистер, Тодд Чернявски
монтаж — Уильям Хой
бюджет — $82 000 000
жанр — фэнтези, боевик, триллер
премьера (мир) — 24 марта 2011
премьера (РФ) — 31 марта 2011, «Каро-Премьер»
рейтинг MPAA — PG-13
время — 110 мин.
О чем?
Действие развернется в 1950 году. Молодую девушку по настоянию ее злодейского отчима определяют в больницу для душевнобольных, где спустя пять дней главную героиню лоботомируют. Чтобы оградиться от боли, она выдумывает сказочный мир, где и начинает планировать свой побег — для этого ей нужно раздобыть пять предметов.
В главных ролях:
Эмили Браунинг / Emily Browning — Baby Doll
Эбби Корниш / Abbie Cornish — Sweet Pea
Джена Мэлоун / Jena Malone — Rocket
Ванесса Энн Хадженс / Vanessa Anne Hudgens — Blondie
Джеми Чунг / Jamie Chung — Amber
Карла Гуджино / Carla Gugino — Dr. Vera Gorski
Оскар Айзек / Oscar Isaac — Blue Jones
Джон Хэмм / JonHamm — High Roller / Doctor
Скотт Гленн / ScottGlenn — Wise Man
Ричард Цетрон / RichardCetrone — CJ
Джерард Планкет / GerardPlunkett — Stepfather
Малкольм Скотт / MalcolmScott — The Cook
Рон Селмур / RonSelmour — Danforth
Алан С. Петерсон / AlanC. Peterson — Mayor / LighterOrderly
Моника Гандертон / MoniqueGanderton — Lobotomy Nurse / High Roller Girl
Что сказать?
Фильм совершенно не оправдал ожиданий, представ невероятно скучным, шаблонным и банальным зрелищем, растасканным на эпизоды из разных голливудских проектов.
А теперь обо всем по порядку.
Сюжет до банальности прост и практически полностью описан в многочисленных синопсисах: девочку без имени (Эмили Браунинг) сдает в клинику «Леннокс Хаус» для душевно больных отчим (Джерард Планкет), который хочет получить наследство после смерти жены/матери главной героини.
У смотрителя (Оскар Айзек) Блю Джонса (в отечественной озвучке «Блю») и его верной организаторши (Карла Гуджино) доктора Веры Горски закрытого учреждения есть импровизированный театр. Там размалеванные и расфуфыренные девочки, вовсе не тянущие на душевно больных, дрыгают разными частями тела, а также оказывают услуги интимного характера «на словах» сильным мира сего, вроде мэра (Алан С. Петерсон) несуществующего города и закрытой лечебницы, находящейся ровно посредине, нигде.
Белокурой малютке дают импровизированное имя «Бэби Долл» (в отечественно озвучке «Куколка»). У незаслуженно обвиненного ребенка есть пять дней, за которые она должна найти способ сбежать, в противном случае ей сделают лоботомию.
К выходу из непреступной крепости-лечебницы ведут пять предметов-элементов. Первыми четырьмя становятся карта, зажигалка, нож и ключ, а пятый элемент остается загадкой, но лишь для того, кто не смотрел фильм Люка Бессона 1997 года с Миллой Йовович в главной роли.
Добыче каждого предмета уделена большая часть хронометража, составляющего аж сто десять минут. Это нужно для того, чтобы в итоге свести похождения по несуществующим мирам к пафосно-приторному и якобы трогательному концу в духе фильмов о войне, где один человек жертвует собой ради другого, идя прямо в кровавую мясорубку, и просит лишь об одном — прожить две жизни, так сказать «за обоих».
К примеру, это можно увидеть в «Спасении рядового Райана» (1998, Стивен Спилберг).
В фильме Зака Снайдера подобный ход смотрится притянутым за уши и сильно контрастирует на фоне нереального и непрекращающегося рубилова-мочилова, которое в данном случае становится центром повествования.
В принципе, идя на этот фильм нужно сразу забывать о сюжете и актерской игре, ибо их тут быть не может априори!
Однако у Зака есть козырь в рукаве, который реально может спасти фильм от провала по сборам — порождение множества споров среди особо интеллектуальных зрителей на форумах и сообществах насчет двусмысленности картины.
Ведь вариантов развития событий может быть множество:
— девочка, дабы оградиться от боли во время проникновения хирургического инструмента в свой мозг, придумала себе и театр, и монстров, и танцы (однако, даже самых незначительных неприятных ощущений при проведении операции быть не может, так как в мозгу нет болевых рецепторов);
— театр в лечебнице действительно существовал и, танцуя, главная героиня проживала свои последние моменты жизни в фантазиях, потому что после операции она уже никогда и ничего не почувствует;
— все действо, представленное в фильме — порождение лоботомии.
— никакой операции на мозгу сделано не было и все на экране — лишь воображение девчонки.
А для понятия и раскрытия всех возможных аспектов фильма, нужно понять, что представляет собой лоботомия.
Это, прежде всего, нейрохирургическая операция, заключающаяся в разрезании тканей, соединяющих лобные доли мозга с его остальной частью. Следствием такого вмешательства является исключение влияния отрезанных долей мозга на остальные структуры центральной нервной системы, ответственных за самосознание и за принятие решений.
В ленте практикуется так называемая «трансорбитальная лоботомия», которая не требует трепанации (вскрытия) черепа и производится с помощью зауженного конца металлического хирургического инструмента, напоминающего по форме нож для колки льда. С помощью хирургического молотка пробивается тонкий слой кости глазной впадины пациента и инструмент вводится в мозг. После этого движением рукоятки ножа рассекались волокна лобных долей головного мозга.
После проведения операции лицо человека опухает и страшно отекает, а фильм заканчивается совсем не этим, хотя проведение операции показали от и до! Открытая концовка и явный «привет» ленте «Начало» (2010, Кристофер Нолан).
Абстрагировавшись от данной темы, потому как фантастическая картина может быть пособием начинающего врача в самом крайнем случае, нужно ответить на самый главный вопрос: «Собственно, ради чего садишься смотреть кино о непрекращающемся рубилове-мочилове с налетом претенциозной интеллектуальности?»
Разумеется, ради эффектов! Но, что делать, если они совершенно не впечатляют?!
А вот тут самое время почесать репу и задаться банальными, но вполне логичными вопросами «Как так? Почему?», на которые не получается ответить сходу…
Вроде бы в кадре творится настоящая вакханалия и торжество эффектов, на чьё создание угрохали восемьдесят два миллиона американских долларов, но при этом визуал не сносит крышу и не поражает своей красотой. А за такие бешеные деньги, по теории, должен!
Почему зрелище не впечатляет?
Во-первых, нуар не пошел экшену на пользу. Насколько в этом плане органично и красочно смотрелся «Небесный капитан и мир будущего» (2004, Керри Конран), настолько плохо выглядит лента Снайдера. Непонятно зачем эта реализация в очень темных и исключительно приглушенных тонах, если она сглаживает или вовсе глушит яркость и контраст от тех же самых взрывов, убивая при этом много интересных идей. (Все кадры, кроме расположенного выше, подверглись очень сильному осветлению, чтобы была возможность разглядеть то, что на них изображено).
Во-вторых, поражает вторичность действия в кадре, ибо всё демонстрируемое уже доводилось видеть раньше в разных голливудских проектах!
Строить всё действие на уворотах от пуль и клинков врагов в слоу-мо по стилю и действиям один в один копируя героев шедевральной трилогии «Матрица» (1999, 2003, Ларри и Энди Вачовски) — не самая лучшая идея.
Косить орков, роботов и фашистов из одного автомата без перезарядки — большую ахинею можно было придумать лишь тогда, когда идеи совершенно иссякли…
На экране представлена сборная солянка из всех возможных жанров, стратегий и стилей сражения, в итоге превращающаяся в настоящую кашу, которая не сливается в один сплошной блик лишь благодаря грамотной операторской работе и отличному монтажу.
Их просто нельзя не похвалить! Благодаря прямым рукам Ларри Фонга, картинка у фильма ровная и устойчивая, тряски нет, и внимание деталям сражения уделено достаточно. Видно, что монтажер Уильям Хой в очередной раз подошел к делу ответственно, но вот что касается логики сценария Зака Снайдера и Стива Шибуи — то все не так радужно, увы…
Поверьте, нужно быть реальным психом или сидеть на наркоте, чтобы в сознании начало твориться подобное. Что касается главных героинь, то они вовсе не были больны, их даже лекарствами не «угощали»! Они просто удерживались в психушке незаконно, дабы приносить грязный доход своим телом.
Возможно, что они все являлись проекциями сознания главной героини, а потому в данном случае претензии к сплоченному командному бою отпадают сами собой, равно как и реализм.
Однако полное исключение претензий невозможно, так как они небезосновательны хотя бы потому, что фильм не дает четких ответов на поставленные вопросы и преподносит действие, происходящее в воображении девчонок, как некий образ, символизирующий непонятно что!
На сцене театра они просто танцуют, но при этом Куколка проецирует в своё сознание то механического солдата с мечом, то большого дракона, то фашиста с картой, окруженного роботами-зомби, работающими на водяном паре. Всех их необходимо нашпиговать свинцом или разрубить напополам мечом, к чему с удовольствием и радостью присоединяются все остальные.
При этом все современное вооружение, представленное в фильме, типа винтовок М-4 и М-16, пулеметов и автоматов, пистолетов и дробовиков, не заедает, не ломается, не требует перезарядки и убивает любого с одного выстрела, что, признаться, совершенно не впечатляет.
К уже перечисленным чудесам техники можно также отнести и клинок, способный разрезать с легкостью, как чью-то голову, так и доспехи вперемешку с толстой броней. Образ весьма аллегоричный, ведь инструмент для проведения лоботомии чем-то на него похож.
Итак, теперь поговорим о воображаемом мире главной героини. Тут нужно расставить акценты особенно подробно.
Вообще, если положить руку на сердце и сказать честно и откровенно, то новый фильм Зака Снайдера, возведенный в ранг шедевра задолго до выхода на экраны, напоминает по канве недавно вышедший «Бурлеск» (2010, Стив Энтин), где в главных ролях зажигали Шер и Кристина Агилера.
Но, между проектами есть одно существенное отличие!
Если в фильме Энтина феерические номера и выступления преподносились в виде умопомрачительного шоу с восхитительными костюмами, завораживающими танцами, а также звучными песнями, которые буквально брали за душу, а глаз радовало участие вполне живых девчонок и даже легенд на реальной сцене, то в случае с картиной Снайдера, зрителю предлагают, по сути, всё то же самое!
Только вместо мюзикла и танцев — перестрелки, вместо реальных эмоций — тонны фотошопа и косметики. Под этим просто не видно лиц!
Поэтому немудрено, что чувства и переживания заменяют бесконечные автоматные очереди, взрывы и невероятный пафос, который, по окончании вставок из воображения героини, компенсируется крупными планами в реальном мире лечебницы, где мордашки девчонок не перестает закрывать грим, превращая их в нимфеток в стиле анимэ.
В итоге об актерской игре даже говорить не приходится, потому что большая часть происходящего — компьютерная графика без какого-либо намека на реальность.
А диалоги просто добивают своей прямотой и отсутствием оригинальности в духе:
-Надо сражаться!
-Нет, я не хочу, я боюсь, нас всех убьют…
-Лучше сидеть и ждать своей смерти?
-Мы уже мертвы!..
-Ну, ладно, хорошо-хорошо, давайте выбираться отсюда.
Впечатление окончательно портится, когда они начинают говорить, при этом не привнося в лицо даже намека на эмоцию!
Итак, теперь рассмотрим каждое из видений, которое происходит всякий раз, когда девчонки начинают танцевать под зажигательную музыку.
Первое превратилось в настоящую эпическую драку.
Локация: где-то в Японии неизвестных временных рамок.
Враги: три механических самурая, вооруженных холодным и огнестрельным оружием легкого и тяжелого типа.
Цель: одержать победу и остаться в живых.
Вспомогательные и транспортные средства: нет, действие происходит локально в одном месте.
Второе происходило более масштабно в начале девятнадцатого века.
Локация: поля баталий эпохи Первой мировой войны.
Враги: немцы наконец-таки додумались до идеи воплощения супер-солдат из убитых в боях, которых возвращают к жизни при помощи арматуры, красных светодиодов в глазах и водяного пара, превратив в итоге конструкцию в ходячий самовар с автоматом.
Цель: проникнуть в штаб и украсть карту.
Вспомогательные и транспортные средства: семиместный средний бомбардировщик «Б-26 Мародер»» 1941-1945 годов и современный робот типа «устрашающая машина для уничтожения Мика с мордочкой розового кролика на кабине» в мощной броне с гидравлическим типом управления, закрывающий тело человека целиком.
Третье происходило в средневековье.
Локация: укрепленный замок.
Враги: десятки и сотни орков в броне из «Властелина Колец» (2001,2002,2003, Питер Джексон), огромный огнедышащий дракон очень похожий на крылатое чудище из фильма «Власть огня» (2002, Роб Боуман).
Цель: убийство дракона-детеныша и завладение двумя кристаллами огня.
Вспомогательные и транспортные средства: двухмоторный, цельнометаллический, пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия «Норт Американ B-25 Митчелл» 1941-1979 годов.
Четвертое переносит зрителей и главных героев в мир будущего.
Локация: транспортная магистраль монорельсовой (возможно железной) дороги.
Враги: около двух дюжин роботов типа боевой дроид с искусственным интеллектом.
Цель: устранение защиты, обезвреживание бомбы «нож» и дальнейшая её погрузка в вертолет.
Вспомогательные и транспортные средства: американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи UH-1 Ирокез».
Отрывки из похождений девчонок по каждой из локаций можно практически целиком найти в сети в высоком качестве изображения вплоть до DVDразрешения 720p.
Если вам уже довелось ознакомиться с ними, то вообще непонятно, что остается смотреть в кино и зачем в поддержку фильма их выложили в сеть в виде более чем десяти фрагментов!
Теперь отдельно хочется обратить внимание зрителя на то, что все миры в воображении Куколки имеют прямое отношение к психиатрической лечебнице «Леннокс Хаус»: в сцене Первой мировой в остове разбомбленного здания угадываются элементы здания «Леннокса». В эпизоде средних веков происходит тоже самое, но в данном случае руины превращаются в замок, который берут штурмом.
Что касается наставника-мастера-учителя назвавшегося Мудрецом (Скотт Гленн), побуждающего к борьбе за свою свободу и судьбу, то антиподом в реальности могла быть мечта о любящем отце, ибо его недостаток ощущался в жизни Куколки крайне остро и представлялся антиподом отчиму.
Его фигура в повествовании очень важна, так как в конце дает возможность представить еще один вариант развития событий — после лоботомии может быть счастливая жизнь в своем сознании, однако подтверждения данной теории нет.
Что касается формы визуализации, то, если говорить честно, не верится, что у простой девчонки может быть такое богатое воображение, ведь действие происходит в Америке пятидесятых годов прошлого века, а не в нынешней реальности, когда уже пятилетний может убивать компьютерных монстров.
Тогда люди мыслили иначе и если средневековое фэнтези со ссылками на шедевр Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» еще можно оправдать, равно как и утопический бунт Германии, который стал черной явью для Европы уже в 1939.
То в футуристическое будущее с роботами удается поверить с большим трудом.
Название фильма «Запрещенный прием» вообще не имеет ничего общего с происходящим на экране. Sucker Punch дословно с английского можно перевести как «Удар сосунка», в данном случае, скорее всего, имеется ввиду либо отчим, который сдал девчонку в психушку, либо врач-операционист «Мажор» (Джон Хэмм), проводящий лоботомию, либо смотритель Блю, сфабриковавший документы на операцию по настоянию отчима, а может быть все они разом.
Саундтрек не впечатлил, в отличии от тех же «Хранителей», где музыка очень органично вписывалась в повествование. Более всего не понравилось совмещение знаковой песни группы Queen«WeWillRockYou» с каким-то непонятным хипхо-рэпом, превратив звучный шедевр в электронное убожество, которое врезалось в память своей безобразной формой и бездарным содержанием, затмив все остальные композиции, о которых ничего не удается вспомнить после просмотра.
Фильм Зака Снайдера «Удар сосунка» (в отечественном прокате «Запрещенный прием») не оправдал ожиданий и, пожалуй, получился самой слабой из всех работ очень талантливого режиссера, который до этого проекта делал лишь ремейки и экранизации комиксов. В данном случае он решил придать форму своим фантазиям, основанным на собственном сценарии, что привело к абсолютной каше на экране, которая смотрится зрелищно, но некрасиво, невкусно. Зависание, уклонение от пуль, убийство врагов пачками из одной бесконечной обоймы оправдывается фантазийной составляющей, происходящей в голове главной героини, но вызывает не восхищение и прилив эмоций у зрителя, а напротив, переутомление экшеном, по сути, не имеющим смысла!
Фильм напоминает компьютерную игру по сбору пяти квестовых предметов, устранив с пути всех, кто против тебя. При этом из-за особенностей повествования за героев не приходится переживать, так как в мире, спроектированным собственным разумом нельзя умереть. То есть, по сути, перед нами еще и факт читерства на лицо!
Что касается зрителя, то он в данном случае выступает в роли обычного созерцателя, а не участника сражения (игрока-пользователя), потому что здесь в этой должности предстают пять девчонок, из которых реально симпатичных лишь две — Эбби Корниш и Джена Мэлоун.
В итоге цель совершенно не оправдывает затраченные средства, так как концовка известна заранее, сюжета нет, равно как и актерской игры.
Смотреть аттракцион становится неинтересно, ведь любой игрок привык быть сам в центре событий, а не быть простым зрителем.
Насколько целесообразным покажется трата двух часов времени в никуда — каждый решает сам. А потому разок можно глянуть на очень большом досуге.