
Более восьми десятилетий назад в свет вышел первый номер журнала «Литературная учёба». Его основателем и первым главным редактором был Максим Горький. На страницах журнала в разные годы появлялись новые имена, публиковались выдающиеся отечественные литературоведы и писатели. Об особенностях «ЛУ» сегодня нам рассказал главный редактор — Алексей Николаевич Варламов.
— Что-то изменилось в «ЛУ» с вашим приходом на пост главного редактора?
— В последние годы в журнале практически не печаталась рассказы, повести, романы, стихи, поэмы, а печатались преимущественно критические, литературоведческие, публицистические статьи и рецензии. Возможно, в том была своя логика, но первое, что я сделал, — вернул и поэзию, и прозу, не отказываясь, разумеется, от критики, публицистики, круглых столов и дискуссий. Чтобы журнал соответствовал своему названию, мы сопровождаем публикации произведений профессиональным разбором. Когда я был молодым человеком, мне было важно получить оценку человека, который давно работает в литературе и может высказать своё суждение о рукописи начинающего автора. Именно в «ЛУ» я отправил своё первое сочинение и получил строгий, требовательный разбор. Публикация в журнале — это некий пропуск, знак качества для серьёзных издательств.
— Много ли приходит писем с просьбами о публикации?
— Письма приходят все время. Людей пишущих у нас в стране много, возможно стало меньше читателей. По сравнению с советским временем сегодня ситуация в литературе отчасти облегчилась, потому что появился интернет, исчезла цензура, никто никому не мешает, но меньше и обращают внимания на писателей. Сегодня у каждого есть возможность напечатать свои произведения в издательстве за деньги или разместить их в интернете. Но главное, чтобы книга дошла до читателей и преодолела определённый профессиональный барьер. Мы открыты для всех, но предъявляем высокие требования — для нас это важный момент. Мне хочется сделать журнал в литературном отношении качественным. Но поскольку это все-таки «Литературная учёба», то название для нас не есть нечто отвлеченное, и мы не ставим цели печатать только совершенные вещи. Иногда есть смысл показать самому автору и читателю ущербность произведения. Научить писать — дело утопическое. Учить писать нельзя, но можно показать человеку его сильные и слабые стороны. Сказать ему что «это у тебя получается, а вот это нет». Сюда ходи, а туда не надо. В любом случае, человеку нужно узнать природу собственного таланта. Иногда она бывает видна со стороны — в этом смысл экспертизы.
— Кто критикует присланные работы?
— Разбирают произведения молодых авторов известные писатели и критики: Евгений Попов, Александр Кабаков, Павел Басинский, Майя Кучерская, Олег Павлов, Сергей Боровиков, Лев Пирогов, Татьяна Сотникова. Представителям писательского сообщества эти имена говорят очень много. Вполне возможно, что какому- нибудь метру понравится опус ученика, он будет дальше следить за его судьбой и как-то помогать ему. Но надо понимать, что разборы, которые делают профессионалы, это не дружеское похлопывание по плечу — это достаточно жесткий разговор. Понятно, что один эксперт более взыскателен, другой — снисходительнее. Мне кажется, что оценка важна и для читателя журнала, ведь есть возможность сравнить своё мнение с мнением метра. Таким образом, возникает диалог поколений, диалог людей разного опыта, разных жизненных представлений. Наш журнал диалогический.
— Расскажите, немного про рубрики
— Первая рубрика — «Персона номера», мы представляем портрет состоявшегося писателя и приводим фрагмент его текста. Первым таким писателем была Юлия Вознесенская. Она больше известна в православной литературе, очень интересный человек. Мы разговаривали с ней на темы современного духовного состояния общества и литературы. Далее наши гостями стали Людмила Сараскина, Евгений Попов, Леонид Юзефович. С каждым из них состоялся предельно честный, откровенный разговор, и я думаю, мы продолжим этот ряд. В журнале есть рубрика «Литературная критика». Сегодня, к сожалению, критика как жанр исчезает. Все заменяется рецензированием. Я рад, что нам удаётся привлекать молодую критику. В «Полемике» мы печатаем острые, дискуссионные материалы. Например, в пятом номере вышла статья в защиту Виктора Пелевина. Я не являюсь его поклонником и знаю, что многие люди в литературном мире по разным причинам его недолюбливают, но у него широкая читательская аудитория.
— На какие рубрики может рассчитывать молодёжь?
— Для молодых всё, кроме самой первой рубрики — «Персона номера», скорее, для уже состоявшегося человека. Всё остальное открыто для творчества. Мы печатаем также произведения молодых учёных, при условии, что это будет нечто не теоретически заумное, а историко-филологическое. Молодой автор может отсылать свои произведения не только в «ЛУ», но и в другие существующие у нас толстые журналы, они тоже нацелены на поиск молодой литературы — «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов». Однако так получилось, что эти журналы в какое-то время стали рупором тех или иных общественно- политических групп — либеральных, почвеннических, националистических или космополитических. Можно вешать разные ярлыки, находить разные определения, но такая маркированность есть. Молодому человеку легко навязать систему взглядов, которая возможно не будет ему чужда, раз его тут печатают, «значит надо им соответствовать». Он может в душе почвенник, но почвенники его не берут, а либералы заманивают и начинают учить своей грамоте. Или наоборот. А это вредно для таланта, духовной самостоятельности и внутренней свободы. Мне хочется делать журнал, свободный от партийной ангажированности, и печатать всех.
— Как вы планируете номер?
— Трудно планировать, мы исходим из того материала, которым располагаем. Ничего не нужно специально заказывать. Управлять литературным процессом невозможно, надо просто за ним следить. Стремиться к тому, чтобы журнал имел резонанс. Довольно много, к моему удивлению, поступает из электронной почты главреда «ЛУ». Кроме того, и стихи, и прозу мне помогают находить те мэтры, о которых я уже говорил. Как любой человек, работающий в журнале, я все время надеюсь на чудо. День начинается с того, что я открываю свою электронную почту, и мне все время кажется, что там новый Гоголь или новый Достоевский появится. Пока этого не произошло, но я надежды не теряю.
— Существуют разные площадки для молодых литераторов (форум в Липках, совещания писателей от Литфонда, премия «Дебют» и др.) — принимаете ли вы в них участие? Может, находите там новых авторов?
— Не во всех, но в каких-то из названных вами мероприятиях я принимаю участие. Сотрудничество с такого рода площадками мы устанавливаем. Просим, чтобы организаторы пересылали нам интересные работы. Я состою в приёмной комиссии Союза российских писателей — это тоже достаточно важный канал, через него можно получать рукописи. В прошлом году побывал в разных точках России — на Ямале, Сахалине, Урале, Алтае, в Кузбассе. Многие люди хотят о себе заявить. Так получается, что в журнале писателей- москвичей гораздо меньше, чем провинциальных.
— Поддерживаете ли вы связь с аудиторией через интернет?
— У нас есть сайт, который пока находится в стадии разработки. Мы сейчас над этим работаем, на все руки не доходят. Очень рассчитываю на то, что наш журнал будет больше присутствовать в интернет-пространстве.
— Как приобрести номер?
— Вопрос распространения — самый больной для всех толстых журналов. В Москве есть несколько точек, где продаётся журнал (ЦДЛ, Литинститут, редакция и др.). В регионах — по подписке. В свои путешествия всегда беру журнал, чтобы рассказать о нём. В региональных библиотеках он не пылится, люди его читают.
— Будете ли ещё что-то менять в журнале?
— Мы хотим изменить внешний вид «ЛУ» — сделать его больше похожим на журнал, нежели на книгу. Изменить оформление, немного увеличить объем журнала. Хочется попытаться сделать так, чтобы разбор произведения делал не один эксперт, а сразу два, чтобы было два мнения. Не всегда, а когда сложный случай, когда я вижу, что экспертная оценка является односторонней.
интервью подготовил: Иван Горбунов