Одним из самых громких событий в Третьяковской галерее стала выставка в честь юбилея этого загадочного русского художника, умеющего затронуть национальные струны. Как и все выставки подобного масштаба, она позволяет всем ценителям творчества мастера узнать что-то новое до сих пор потаенное, известное только узкому кругу, превращается в настоящее исследование философии особенной страны — Нестеровской России. Демонстрируют около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций (в том числе из коллекции внучек: художника кино Ирины Викторовны Шретер, подаренная Третьяковской галерее, и профессора медицины Марии Ивановны Титовой -она присутствовала на открытии). Да мастер принадлежал к Серебряному веку, но нельзя не признать, влияния на него Василия Лукича Боровиковского, который происходя из семьи иконописцев, писал женщин как ангелов, мужчин как пророков с икон. Подобный прием также использовал Нестеров. Наибольший интерес, безусловно, вызывают задушевные вещи из коллекций его внучек, вновь отреставрированные полотна. Он, соединив традиции аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, создал собственное яркое искусство вначале в реалистических традициях, потом с удлиненными силуэтами в стиле модерн.
Казалось, уфимскому купеческому сыну Михаилу, предпочитавшему не коммерцию, но искусство, была сразу уготована судьба человека с высоким духом, настолько в юности его красота, унаследованная от матери, почитавшей старорусское домоводство, напоминала лики отроков со старинных икон. (На выставке представлена галерея фотопортретов семьи художника). Он всю жизнь выбирал себе в спутники тех, чьим предназначением было сеять разумное, доброе, вечное.
В экспозиции 9 разделов, отразившим все периоды развития. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества ученик художника-критика Василия Григорьевича Перова, начавший как жанрист, приковывает пристальный интерес и сочувствие зрителя к маленькому человеку – нелепому униженному бедному чиновнику («Домашний арест» 1883 г.Государственная Третьяковская галерея).
Но смерть от родов горячо любимой казавшейся ему идеальной первой жены Марии Ивановны Мартыновской (дочери московского учителя), которую он изображал в образе русской царевны и Христовой невесты — последний раз написал ее буквально на одре — увела Нестерова от подражательных работ учителю на новую столбовую дорогу воспевания красоты русской души и природы Отечества. Его стало интересовать не критическое отношение к людям, а поиски в них духовности. «Любовь к Маше и потеря ее, — признавался он, — сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве»,- признавал Михаил Васильевич.
Да, женская тема в его творчестве всегда занимала особое место. Он создал великолепные портреты обеих своих жен Марии Ивановны и Екатерины Петровны и трех дочерей Ольги, Веры, Натальи — Нестеровских девушек, готовых к подвигу доброты и жертвенности с величавой красотой и достоинством. «Портрет дочери художника О.М. Нестеровой (Амазонка)» (1906, Государственный Русский музей).«Девушка у пруда. Портрет Н. М. Нестеровой» (1923 г.), «Портрет В.М. Нестеровой в бальном платье» (1928 г.). (Что характерно, дочь Веры Михайловны Мария Ивановна Титова пришла выставку в том же браслете, что на портрете матери). У каждой Нестеровской героини сложная духовная работа, взор, обращенный внутрь , все они запечатлены в момент принятия поворотного решения. Мужественный образ святой равноапостольной Ольги (1927 г.), молящейся небу «Великомученицы Варвары» (Музей музыкальной культуры имени Глинки, 1894 г.), портрет писательницы и просветительницы Анны Константиновны. Чертковой, жены издателя Льва Николаевича Толстого Владимира Григорьевича Черткова (1890 г.) из коллекции И.В. Шретер, прощающееся с земным присутствием «Больная девушка» (1928 г. Мемориальный музей-квартира А.М. Горького). Безнадежной неразделенной любви прекрасных женщин, ведущей их в монастырь от земных страданий, посвящены работы по мотивам «На горах» Павла Ивановича Мельникова-Печерского (1896, Киевский национальный музей русского искусства). А вот «Девушка за приворотным зельем» в старинной нарядной одежде еще надеется на замужество и пришла за помощью к колдуну, но на ее лице видно, как борются добро со злом (1884 г., дар М.К. Морозовой). Надо признать, будь то портрет, пейзаж, в них всегда отражается Нестеровская атмосфера красоты, желания творить добро, жертвенности и трагедийности русского духа, как в мыслящей природе в «У озера», в многоцветье листвы «Осеннего пейзажа» (1906 г.) (собрание М.И. Титовой).
Уже в советское время художник портретировал людей близких, равновеликих ему по значению в отечественной культуре, таких же духовных гигантов как сам: академика архитекторы друга и соратника Алексея Викторовича Щусева, скульпторов-монументалистов Веру Игнатьевну Мухину и Ивана Дмитриевича Шадра. Они подобно Нестерову создали образы совершенных идеальных людей. Но он воспел подвижников доброты, Шадр и Мухина – богатырей-победителей. А за портрет физиолога Ивана Петровича Павлова ему была присуждена Сталинская премия. Благодаря благоволению вождя художнику удалось вызволить из ссылки в Джамбул старшую дочь Ольгу Михайловну, муж который был расстрелян.
В экспозиции эскизы к храмовым росписям во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. Современная техника позволяет, словно пройти по храмам, рассмотреть росписи подробно.
Были специально отреставрированы к выставке «Юность преподобного Сергия», 1892–1897 гг.), картина «Голгофа» (1900, обе – Государственная Третьяковская галерея), десятки лет хранившаяся на валу, экспонируемая впервые.
Но центр экспозиции полотно «На Руси (Душа народа)» (1914–1916 гг., Государственная Третьяковская галерея). В нем собирательный образ России — вслед за ангелоподобным ребенком-пророком (написанным с сына Алеши) движется к спасению крестный ход: русский царь, Лев Николаевич Толстой, юродивый, милосердная сестра-поводырь ослепшего воина, люди разных эпох, сословий и состояний.
На сломе эпох усиливается тяга к переосмыслению опыта, интерес к своим корням, к традициям, необходимый для национальной самоиндентификации. Отсюда у художника, начавшего творить в конце Х1Х век — начале ХХ века персонажи, одетые в национальную одежду: женщины — в длинных сарафанах, в платах до глаз, мужчины в древнерусском княжеском одеянии, стрелецких алых кафтанах, монашеской одежде. Примечательно, что сейчас мы, переживая время перемен, переосмысления достигнутого, находим многие ответы на свои вопросы в созвучном творчестве Нестерова. Общепризнано, что оно было созвучно поискам национальных духовных мыслителей и писателей. Обнадеживает, что идеи национальной самоиндентификации через русские традиции ежегодно звучат на Дне славянской письменности, на Дне святых Петра и Февронии в Муроме, проводимом при поддержке супруги премьер-министра Светланы Медведевой, и будут вновь развиты на Третьем международном конгрессе фольклористов, который по поручению Министерства культуры России организует Государственный республиканский центр русского фольклора в феврале 2014 года в Москве.
Выставка открыта по 18 августа 2013
Крымский Вал, 10, залы 60–61
Елена Маслова