Понедельник 17.03.2025

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

18. 01. 2012 1 673


Можно сказать, что русская философия появилась вместе с русской литературой. Ведь и Владимир Мономах, и Нестор-летописец касались теологических и метафизических вопросов. Западники склоняются к тому, что философия на Руси берёт начало с XVIII века ― с епископа Григория Конисского, Григория Сковороды, а развивается в XIX, когда на Востоке познакомились с учениями Гегеля и Канта.

Так ли это?

Бесспорно, что философия возникла из мифологии и космологии. Более-менее сформировавшаяся личность попыталась своей, ещё незрелой мыслью объять звёздное небо, неведомых духов огня, воды, грома, ветра. Человек признал в окружающей природе высшую силу и поклонился ей. В русском язычестве природа одушевлена, она живая: земля и солнце ― рождающие божества, луна и звёзды ― жених и невеста, гром и туча ― небесные муж и жена.

А старейшим божеством был Перун Сварожич ― бог грома, огня. Велес ― бог скота, Стрибог — ветра. Кроме них было ещё множество малых божеств: водяных, леших, домовых и пр.

Считалось, что человек состоит из души и тела. Душа обладает способностью оставлять человека и существовать отдельно, принимая разные виды. Это бывает во сне и в забытьи.

Загробная жизнь является продолжением земной.

Что же касается самого слова философ, то мы его впервые встречаем в несторовской летописи 897 года. Здесь философами названы первоучители Кирилл и Мефодий. Нестор, очевидно, следует определению Иоанна Дамаскина: «Философия есть знание существующего и его природы, знание человеческого и божественного, видимого и невидимого». А Дамаскин перенял суть понятия у Аристотеля. Так его и придерживались до XIII века, пока Фома Аквинский не определил главным в философии не откровение, а разум.

В летописях Нестора за 1015 год видим определение добра и зла. И первое и второе возникает от действий добрых и злых духов ― ангелов и дьяволов.

Примечательно «Поучение детям» Владимира Мономаха как характеристика взглядов древнерусского человека. Что есть источник земного счастья? Страх Господень и милосердие. В несчастье же нужно всегда помнить о непостоянстве и призрачности окружающего мира и о всемогущем Божьем Промысле. Страх Господень заключается в исполнении заповедей. Милосердие как желание облегчить страдания других людей является и чувством справедливости и равенства в отношении к ближним.

Заимствованную Иоанном Дамаскиным платоновскую философию изложил киевский митрополит Никифор в «Послании к великому князю Владимиру Мономаху о посте или внимании к себе». Человек состоит из двух частей: видимой (тело) и невидимой (душа). Бушующие в теле страсти должен победить пост. Душа обитает в голове, откуда управляет телом при помощи разума и пяти чувств. Состоит душа из словесной части, яростной и желающей. Конечная цель ума заключается в познании Бога в его творениях. Цель жизни ― добродетель, уподобляющая человека Богу. Величайшее наслаждение ― в страданиях ради славы Божьей.

Совсем в другом ключе написан памятник XIII века «Моление» Даниила Заточника. Мономах и митрополит Никифор ставили глобальные вопросы: что есть жизнь, как жить человеку? Даниил Заточник рассуждения основывает на своей жизни. По нему смысл бытия человека заключён в земном счастье, которое нередко зависит от денег. Но, говорит Заточник, не все средства к достижению богатства позволительны.

«Моление» Заточника ― первое русское литературное произведение, протестующее против социальной несправедливости.

Интересны записки владимирского епископа Серапиона, убеждавшего не совершать греха не только из страха перед наказанием, но и по самой отвратительной сути греха.

Таковы философские начала в древнерусской литературе ХI-ХV вв. Это, собственно, русско-византийский период, поскольку заимствования у греков очевидны. Самой важной проблемой был вопрос о смысле и образе жизни. Но единичные мнения не пересекались, не соединялись. Философии как науки ещё не было.

Второй период, северно-русский, греко-схоластический, продолжался с конца XV до конца XVI века.

Стали уделять много внимания обрядной форме в церковнослужении, дух затмила мёртвая буква. Это у некоторой части верующих вызывало протест. К тому же на Руси стали появляться апокрифические книги, слышны были отзвуки учений Гуса, Виклефа. Восточные идеи жидовствующих и богумилов тоже стучались в ворота русской церкви. Неприятие сухих церковных формальностей выводило мысль на новую орбиту. В этом плане можно с уверенностью назвать философами Нила Сорского, Максима Грека, Зиновия Отенского. Им противостояли защитники устоявшихся обрядов и догматов Иосиф Волоцкий, митрополит Даниил и др. В спорах и рождалась русская философская схоластическая школа.

Монах Нил Сорский (1433-1508) оставил нам две работы: «Предание ученикам» и «Послание к Иннокентию о пользе души». Первая представляет собой устав монашеской жизни с вкраплениями философско-богословских аргументов. В чём их суть? Каждому делу, утверждает Нил Сорский, должно предшествовать соображение и рассуждение. По тем временам кощунственно выглядят слова о Св. Писании: «Писания много, но не вся божественная суть». И в другой работе он замечает: «И аще что случится творити мне, аще не обрящу то во святых писаниях, отлагая се не смею что творити».

В 1515 году в Москве появился монах Максим Грек. Он воспитывался в Италии, очень хорошо знал учения Платона и Аристотеля. Его пригласили для исправления русских церковных книг. В «Беседе души и тела о происхождении страстей» Максим Грек называет философию священной, ибо она занимается в основном вопросом о Боге. Но философия же учит человека целомудрию, благочестию, тем самым улучшая нравы. Поэтому она не только теория, но и практическая наука.

Ученик Нила Сорского монах Феодосии Косой тоже стал разбирать Св. Писание и пришёл к отрицанию церковной иерархии и некоторых таинств и обрядов. Против него выступил другой монах ― Зиновий Отенский, в форме диалога предложивший доказательства существования Бога. Их три: космологическое, физическое и историко-психологическое. Первое вопрошает: что было раньше, яйцо или курица? Кто ищет начало всего сущего в земле, воздухе, дожде ― заблуждается, поскольку за всё время людского существования не было случая возникновения чего-либо из этих субстанций. Мир переменчив, и когда-то земля и вода не существовали. Значит, их сотворил Господь. Физическое доказательство говорит: поскольку мир и его стихии видоизменяются, они небезначальны. Но откуда же они взялись? Сотворены безначальным Богом. Любопытно, пишет Зиновий, что четыре стихии воды, земли, огня и воздуха не поглощают одна другую. Понятно, их уравновешивает Бог.

И последнее доказательство. Сколько историей помнится, все люди верили в Бога: истинного или лживого. Ну а если человеку присуща идея Бога, то Господь действительно существует. Понимать же Бога следует через Св. Писание.

Учеником Нила Сорского и Максима Грека явился князь Андрей Курбский, противящийся натиску католичества. Его письма к вельможам и духовным лицам Западной Руси имели большое влияние на адресатов. По настоянию Курбского князь К. Острожский открыл училище, где главными предметами были диалектика и логика.

Только в третьем периоде истории философии на Руси, с XVII по XVIII век, начинается преобладание западной схоластики. Так что не прав неофит-католик П.Я. Чаадаев, говоря, что «мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума».

Чаадаев впал в ошибку, свойственную многим. Нельзя сопоставлять Россию и Западную Европу, отдавая кому-то из них предпочтение при этом или предлагая какой-то общий для них путь.

Слишком различны их дороги, а за тысячу лет русской жизни это очень хорошо видно.


Пётр Кошель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией