Пятница 19.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Физика для самых маленьких

06. 10. 2017 199

333

Ни один день из жизни ребенка просто невозможно представить без столь сложного, но в то же время увлекающего за собой и словно волшебного слова «Почему?».

Но порой случается так, что взрослые не могут найти ответы на вопросы «Почему идет снег?» или «Почему радуга разноцветная?», и это далеко не положительная тенденция. Жизнь маленьких «почемучек» не будет полноценной и интересной, если они не будут обладать элементарными познаниями окружающего их мира. Но как же помочь ребенку в освоении законов и явлений природы? Как найти понятные и грамотные ответы на его вопросы? Самый простой способ — метод проб и ошибок — эксперимент.

 

Именно метод эксперимента и стал главной составляющей проекта «Занимательные уроки по физике для школьников и малышей», обеспечивающего расширение кругозора по изучению природных явлений окружающего мир. Создателями данной образовательной программы стала дружная команда студентов электроэнергетического факультета Вологодского государственного университета, среди которых Викторова Анна Васильевна, Соколова Ольга Алексеевна, Дредитова Анна Сергеевна, Бахтуров Иван Владимирович и Беликов Сергей Николаевич. Именно с ним нам удалось пообщаться и еще раз убедиться в том, что во всех делах наставник — практика.

 

— Как окружающие, ваши близкие и знакомые восприняли вашу идею?

— Как говорится — сколько людей, столько и мнений! Поначалу некоторые знакомые и друзья скептически отнеслись к проекту. Не совсем понимая его суть, они были настроены настороженно. Но большинство окружающих с большим вниманием и одобрением оценили нашу идею. Особенно те, кто столкнулся вживую с необходимостью и одновременно — с трудностью правильного объяснения детям, как и почему происходят физические явления в природе. Это воспитатели детских садов, учителя начальных классов и родители.

 

— По какому принципу отбирались участники вашей научной команды?

— Как такового отбора не было. Приглашались все желающие, кто заинтересовался проектом. Каждый из нас нашел свое место: кто-то создает яркую графику и анимацию, кто-то пишет увлекательные тексты, а кто-то в образе волшебных персонажей («Батюшка-время» и «Матушка-природа») рассказывает детям о физических явлениях. Мы делаем не только то, что у нас хорошо получается, но и то, что непременно поднимает нам настроение. А разве не в этом и есть секрет счастья — получать удовольствие от того, чем занимаешься?

 

— Какими были первые шаги вашего эксперимента?

— Написать проект на бумаге — это одно дело, а реализовать — совершенно другое! Только на практике становится понятно, по верному ли направлению движется твоя задумка. Что касается нашего проекта, то можно смело сказать — первые занятия в детском саду прошли с успехом! Увлекательные опыты очень понравились детям, были довольны родители, а воспитатели из других групп приглашали провести занятия с их воспитанниками.

 

— Какой из этапов работы над проектом вам показался самым сложным, какой интересным?

— На одном из занятий ко мне подошел мальчик, один из участников нашего эксперимента, и спросил: «А почему у снежинки 6 лучиков?» В голове сразу промелькнула мысль рассказать юному ученому о строении молекулы воды в твердом состоянии, но побоявшись быть непонятым, я дал доступный экспериментальный ответ. Именно такие моменты можно назвать самыми сложными и одновременно самыми интересными. Ведь с одной стороны, возникают волнение и ответственность, а с другой — безудержный интерес к происходящему и желание не только дать ребенку определенные знания, но и привить любовь и уважение к природе.

 

— Что полезного, по вашему мнению, получили маленькие участники эксперимента кроме знаний?

— В нашем проекте главная роль отводиться эксперименту, а как известно — без примеров невозможно успешно учиться и «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»! Командная работа во время занятий помогает сплотить детский коллектив, воспитать в нем чувство взаимопомощи и поддержки. Дети учатся выражать свое мнение и прислушиваться к чужому. Они стараются быть внимательными, трудолюбивыми и терпеливыми, размышляют, предлагают идеи по поводу увиденного — а ведь все эти качества непременно пригодятся им в будущем. Наблюдая за детьми, мы видим также, что они начинают проявлять интерес к научной деятельности. И пусть это еще очень ранняя стадия, но ведь начало положено. К тому же умение наблюдать и ставить эксперимент позволит расширить образовательный потенциал семьи. Родители уделят больше внимания воспитательной и образовательной деятельности ребенка, что будет способствовать и благоприятному климату в семье.

 

— Какая для вас самая значимая награда среди всех полученных и почему?

— Наш проект часто участвует в различных выставках, конкурсах, имеются публикации в научных сборниках. Но самой значимой наградой на данный момент является победа во всероссийском конкурсе «Моя страна — моя Россия», который проходил в Москве в прошлом году. Это достижение имеет для нас особое значение. Победа добавила уверенности в деле, которым мы занимаемся, усилила вектор цели и стала особым стимулом для дальнейшего развития.

 

— Как бы вы оценили себя как начинающего ученого?

— Ученый — звучит пока громко! Очень трудно определить направление, в котором двигаться дальше. Кажется, любой человек не состоялся бы без поддержки друзей и родных. В моем случае — это команда проекта и наш научный руководитель — Ольга Юрьевна Штрекерт .Разве без их участия состоялся бы проект в том виде, в каком он есть сейчас? Думаю, что нет! Поэтому выражаю особую благодарность всем людям, которые принимали и принимают участие в создании и развитии нашего замысла.

 

Команда проекта «Занимательные уроки по физике для школьников и малышей» согласилась с высказыванием известного французского писателя Жозефа Жубера «обучать — значит вдвойне учиться», и поделились своими мыслями на этот счет. Работая с детьми, создатели проекта работали и над собой, сами получали новые знания, развивая в себе те или иные качества и навыки. А самое интересное то, что каждый участник команды сам не раз задавался вопросом : «А почему?» Что ж, остается пожелать молодым ученым дальнейшего развития и желания учиться и учить дальше, и пусть открывающиеся в мире науки горизонты оправдают все их ожидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией