Пятница 24.05.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

В субботу (2011, Александр Миндадзе)

10. 08. 2011 610

В субботу

«Даже тысяча рентген не положит русский член»*.
Или как стиляга Мэл перепрофилировался в стилягу Джонни и забухал под радиоактивным излучением неподалеку от ЧАЭС.

год — 2011
страна — Россия, Германия, Украина
режиссер — Александр Миндадзе
сценарий — Александр Миндадзе
продюсер — Александр Роднянский, Олег Кохан, Сергей Мелькумов
оператор — Олег Муту
художник — Денис Бауэр
монтаж — Даша Данилова, Иван Лебедев
жанр — драма
премьера (мир) — 14 февраля 2011
премьера (РФ) — 24 марта 2011, «Кино без границ»

О чем?
26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки, надевают выходные туфли на каблуках — потому что суббота — выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.

В главных ролях:
Антон Шагин
Светлана Смирнова-Марцинкевич
Станислав Рядинский
Вячеслав Петкун
Сергей Кузькин
Алексей Демидов
Василий Гузов
Сергей Громов


*цитата из ленты «В субботу».

Что сказать?
Фильм получился просто безобразным как по форме, так и по содержанию.

А теперь обо всем по порядку.
Лента Александра Миндадзе «В субботу» как бы приурочена к двадцатипятилетней годовщине техногенной катастрофы на печально известной Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986. Тогда в 1:23 ночи взорвался четвертый блок, что вызвало резкий скачок радиации и создало непригодные условия для жизни в радиусе тридцати километров, создав «Зону отчуждения».


Казалось бы, на данном этапе технологического прогресса перед зрителем наконец-то предстанет настоящая и трогательная история человека, который одним из первых узнает о случившемся и решает бежать, прихватив с собой подругу из общежития (Светлана Смирнова-Марцинкевич), ослушавшись прямого приказа о неразглашении.


Начав просмотр, первое, что бросилось в глаза — отвратительная операторская работа Олега Муты. Этот аспект начал нереально напрягать и раздражать, ибо в большинстве своем был сосредоточен либо на невероятной тряске из-за съемки с рук, либо просто прилипал к области затылка героя и демонстрировал происходящее с волосатой башкой в центре экрана. Иногда камера застревала на невероятно крупных планах лица, захватывая глаза, нос и рот, отсекая при этом подбородок и лоб.
Кто так снимать людей учит? Казнить, нельзя помиловать!


Впоследствии происходящее в кадре немножко реабилитируется видами на завораживающие пылающие конструкции станции, но вместе с тем, последующие события просто добивают своим алогизмом. В чем он заключается?
Главный герой по имени Валера (Антон Шагин) вместе с идейной группой, которая не верит показаниям дозиметров, отправляется прямо к развороченному четвертому блоку, чтобы сделать там замер уровня радиоактивного загрязнения.
Да, момент был зрелищный и при этом невероятно пугающий известными последствиями.


Но любопытствующему Валере, вероятно, показалось маленькими показания дозиметра, перевалившими за тысячу у стен станции, а может он просто решил увидеть случившееся своими собственными глазами. По непонятным причинам, подравшись с идейным лидером группы, у которого от увиденного начала съезжать крыша, парень рванул ни подальше от эпицентра катастрофы, а заглянул прямо внутрь помещения, где раньше находился реактор. Он без особых усилий взобрался туда по обломкам, которые некогда составляли каркас блока.


Там Валера увидел развороченное, дымящееся и пылающее жерло, где примерная активность находилась на отметке в тридцать тысяч рентген. Это при том, что предельно допустимая доза облучения для человека не должна превышать три десятых рентгена в неделю или пятнадцать рентген в год.

Думаете, парень свалился прямо там замертво и фильм на этом закончился? Ничего подобного! После осмотра повреждений, он, как ни в чем не бывало, просто уполз по близлежащему холму, усыпанному графитовой крошкой из реактора.


Возникает вполне логичный и закономерный вопрос: «А как насчет симптомов облучения?» Разумеется, они начинают проявляться, у некоторых уже на следующее утро! У тех, кто был на станции и у тех, кто предпринимал попытку замера радиации рядом с четвертым блоком, но… только не у главного героя, который очень бойко и резвенько убегает от ЧАЭС, чадящей в атмосферу радиоактивной грязью.


При этом видно было, что момент не реконструировали графикой, основываясь на реальных видах на станцию, а просто сняли основу где-то, а после подрисовали дымок.

Что касается главного героя, то за следующий день он успеет вдоволь набегаться по непонятному городу, где кое-где мелькали советские транспаранты и стяги. По словам режиссера, основные события происходят в Припяти.
В фильме об этом не говорит ровным счетом ничего, ибо зрителю показывают очень крупным планом кусты, куски мостовой, части зданий, лица и другие части тел людей, а также прочую муру, не относящуюся к делу. Тем самым авторы ленты явно скрывали место реальных съемок, потому что на историческое соответствие не было затрачено ни копейки!
Поэтому не удивительно, что действо полностью обошлось без демонстрации знаковых мест, известных любому, интересующемуся историей и деталями катастрофы. К примеру, городской парк Припяти со знаковым чертовым колесом.


Вместо этого показали реально важные вещи, к примеру изобилие шмотья в магазине: сумки и десятки пар модных женских туфлей, которые с невероятным удовольствием начала мерить подруга Валеры.
Видите ли, при бегстве на вокзал у неё сломался каблук, а бежать из города босая она никак не может. Пока туфли выбирали, поезд уехал, после чего бестолковая баба вспоминает, что паспорт она заложила вместе с ребятами за гитару, а они сейчас играют на праздновании свадьбы, где и проходит остальная, точнее большая часть фильма.


Вообще, подобную муру, где основой становится не борьба людей за жизнь, не деградация или эволюция личности в экстремальных обстоятельствах, а банальную пьянку со всеми прилагающими и вытекающими последствиями, как, например, нажим на музыкальные инструменты, срач между собой, дележка денег после выступления и поцелуи между мужиками в знак «респекта и уважухи», можно было бы назвать «Корпоратив» или как-нибудь в духе этого.


Создалось впечатление, что сначала у режиссера Александра Миндадзе, который, кстати, приходится сыном заслуженному деятелю киноискусства СССР Анатолию Гребневу, была задача запечатлеть на пленку простую тусовку в сельской местности в стиле домашнего видео. Для того чтобы сделать его чуть более пафосным и популяризировать среди масс, на главную роль тамады пригласили звезду «Стиляг» (2008, Валерий Тодоровский) Антона Шагина, так и не научившегося нормально играть.
Для пущего задора и убедительности ему прилепили гейские усикики и новую кликуху «Джонни», вместо привычной «Мэл».


Когда пирушка была в самом разгаре, в голове Миндадзе, видимо, что-то щелкнуло. Иначе просто невозможно объяснить, почему он вдруг резко решил сменить тематику фильма.
В итоге к уже отснятому материалу с обильной демонстрацией пьянства, кутежа и распевания песен на иностранном языке, воспроизведенной на экране благодаря замечательной операторской работе в стиле «бухой в дрова матрос во время шторма» и диалогами, которые, скорее всего экспромтом выдавали прямо перед камерой, было сделано небольшое обрамление в виде Чернобыльской катастрофы.


Режиссер признался зрителям на фестивале «Справочник Грёз» 20 марта 2011, проходящем в кинотеатре «Ролан», в том, что не собирался снимать реконструкцию событий или фильм-память всем жертвам трагедии! А потому в его видении нужно было показать много веселья, песен, танцев и прочей чепухи, не имеющей никакого отношения к основному объекту повествования – типа, таким образом, создается впечатление пира во время чумы.
На деле у зрителя возникает эффект дежавю такого же нереального фильма «Стиляги», с тем же самым главным героем.


При этом нереально позабавило то, что в это убогое и совершенно левое повествование вторгается образ чадящего четвертого блока ЧАЭС, который видно практически из любой точки города, как во Франции Эйфелеву башню!
Действительно, зачем властям было объявлять эвакуацию? Все жители могли насладиться заревом и периодическими взрывами чуть ли не отовсюду!


Видно, что сценарий фильма писали по хорошей обкурке или с бодуна!
Вот герой узнал о случившемся, вот решил убежать, вот рассказал своей подруге и хотел прихватить её с собой, спасая от губительного воздействия излучения, но вот увяз в балагане празднуемой свадьбы, поругался с той, кого хотел уберечь, а после забухал с закадычными друганами, полабав на барабанах дабы создать импровизированный концерт для таких же в говно пьянющих и веселящихся людей, а после подрался с захмелевшими членами своей группы и для успокоения души сгонял к станции, где увидел страшное зарево…
Что можно вынести из этого?
Даже если ты что-то узнал, сиди и не рыпайся, выжри бутылку спиртного и будь счастлив в духе: «Пошли на три буквы, ибо мне все по тем же трем буквам!»
Мда…


Вот, если бы у шестисот тысяч ликвидаторов последствий была такая логика… где был бы сейчас мир? Продолжал страдать от выбросов и радиоактивных осадков?
В очередной раз сняли кино про морального урода и самого натурального ублюдка, который предпочел реально важную и ответственную миссию горлышку бутылки…
Не мудрено, что в Белоруссии запретили прокат фильма, опасаясь недовольства ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


Кстати, по словам Александра Миндадзе, катастрофа в его фильме – это не главное, типа она идет фоном. Самое важное – люди и их поступки! При этом он высказал крайнее недовольство тем, что в СМИ его фильм позиционируется как реалии событий 1986 года, потому что в его картине, по сути, об этом практически ничего нет!


Вот только непонятно, почему на постерах красуется здание ЧАЭС? Почему синопсисы на всех сайтах повествуют о том, что события ленты «В субботу» разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии? Почему ролик показывает абсолютно все моменты со станцией, которые выдернуты из фильма?


Надо было на постер налепить лица главных героев, в синопсисе написать, что фильм о праздновании свадьбы, а где-то в это время в атмосферу выбрасывается радиация из разрушенной атомной станции без названия, а в ролик запихнуть беготню по городу, обувной магазин и пару видов из банкетного зала.

Также Александр Миндадзе добавил, что время ликвидации последствий для большинства было самым… приятным времяпровождением, что там пышным цветом цвело пьянство и «романы»: постели некоторых барышень буквально светились от тел тех, кто убирал и дезактивировал радиоактивные вещества. Еще поведал о случаях, когда бухие в зюзи работники засыпали прямо рядом с фонящей станцией…
После такого словоблудия всерьез можно опасаться выхода сиквела про описываемые события.


Фильм Александра Миндадзе «В субботу» — это очередной яркий представитель беспощадного русского трэша, созданного при поддержке печально известной надписи «при государственной финансовой поддержке Министерства Культуры Российской Федерации».
На этот раз данное убожество выдали как дань памяти страшным событиям на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года, недаром же его выпустили аккурат под апрель спустя двадцать пять лет после взрыва и массовой эвакуации.
С шедеврами американско-советского производства «Распад» (1990, Михаил Беликов) и «Чернобыль: Последнее предупреждение» (1991, Энтони Пейдж) фильм Миндадзе не имеет вообще ничего общего, ибо он затрагивает трагедию лишь настолько, насколько она показана в официальном ролике, при этом в картине есть целая куча несостыковок и дыр!
Настоятельно не рекомендуется к просмотру, так как трейлера и постеров хватит «с головой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией