Министр науки и образования Д.В. Ливанов в ходе визита в Политехнический университет дал интервью, в котором рассказал о том, как ученым найти баланс между научно-образовательной деятельностью и коммерциализацией своих разработок, об итогах первого этапа реализации проекта по созданию инжиниринговых центров и о будущем российского образования.
— Как, по вашему мнению, ученым найти баланс между научно-образовательной деятельностью и коммерциализацией своих разработок?
Дмитрий Викторович: «Я исхожу из того, что каждый университет уникален, у каждого своя модель развития, свои традиции, свое видение будущего. Этот баланс будет для каждого свой. Но, безусловно, тот университет, который в XXI веке ставит перед собой амбициозные цели, должен объединять в себе и высокий уровень научных исследований, и высокий уровень технологических разработок, и тесные связи с промышленностью. Потому что разработки так и останутся разработками, не будут реализованы в продукт, если не будет прямых контактов с инновационным бизнесом с промышленностью, если не будет стартапов, если студенты и преподаватели не будут вместе работать над реализацией новых проектов».
— Время показало, что программа по созданию инжиниринговых центров при ведущих технических вузах эффективна. Какие планы и задачи для инжиниринговых центров ставит правительство на 2015 год?
Дмитрий Викторович: «Мы обсудили сегодня с коллегами из Минпромторга итоги реализации первого этапа программы. Все согласились, что эти итоги неплохие. И мы сейчас ставим перед собой задачи не просто продолжения, но и существенного масштабирования этой программы. Тем более что сейчас появились и новые задачи, связанные с импортозамещением, с более быстрым развитием тех сегментов, отраслей, отдельных технологий, которые требуются для обеспечения технологической независимости наших ключевых отраслей промышленности: авиастроения, судостроения, материаловедения, и так далее. Поэтому сейчас программа будет расширяться, вовлекать в себя новые университеты и новых промышленных партнеров. Но одновременно будет сделана фокусировка на тех технологических направлениях, которые актуальны именно в текущей экономической и внешнеполитической ситуации».
— Изменившаяся экономическая ситуация, охлаждение отношений с западным миром, введение санкций в отношении России – как это все повлияет на академическую среду, на партнерство российских и зарубежных вузов, и каково будет положение вузов внутри страны? Последует ли уменьшение финансирования высшего образования? Будет ли сокращаться количество бюджетных мест?..
Дмитрий Викторович: «При том сокращении экономических связей с рядом стран, которое происходит не по нашей инициативе, для нас развитие гуманитарного сотрудничества, сотрудничества в сфере образования, в сфере научных исследований становится гораздо важнее, чем раньше. Сейчас мы стараемся интенсифицировать наши международные связи. Потому что люди, живущие в разных странах, все равно хотят общаться, и они не понимают, по сути дела, причины этого охлаждения в экономическом и политическом сотрудничестве. Мы видим свою задачу в том, чтобы не просто удерживать, но повышать уровень академического сотрудничества между российскими вузами и ведущими мировыми университетскими центрами. Все, что связано с интернационализацией наших образовательных проектов, все, что связано с новыми научными проектами, повторю, в текущей ситуации не утратило для нас актуальность. Могу сказать, что ни один из ведущих мировых образовательных и научных центров, с которыми мы сотрудничаем, не поддерживает и не принимает участие в замораживании и сокращении связей с нашей страной.
Что качается финансирования высшего образования, то оно останется на прежнем уровне, государственное задание на подготовку студентов не подверглось 10%-ному сокращению, в отличие от практически всех остальных статей расходов бюджета. Естественно, мы понимаем, что будет ускоряться инфляция, будет происходить целый ряд других, возможно, негативных процессов в экономике, поэтому для нас крайне важная задача здесь – это сохранение высокого социального статуса преподавателей вузов. Важно, чтобы не просто заработная плата росла, но реальная заработная плата, по меньшей мере, у преподавателей не сокращалась, ведь даже при условии достаточно высокого роста номинальной заработной платы, реальная зарплата может в силу инфляции может не расти, а даже падать. Это то, что нас сегодня беспокоит. Но образование в целом, и высшее образование в частности являются для правительства приоритетом. Могу сказать, что нахожу в этом плане понимание у моих коллег из экономического блока правительства и председателя правительства».
медиа-центр СПбПУ