
Более 40% населения (в абсолютных цифрах – 33 млн человек) совершали денежные пожертвования в НКО за последние 12 месяцев, и только около 20% населения не участвуют в благотворительности ни в какой форме, свидетельствуют данные доклада «Сострадание и спонтанность. Исследование массовых пожертвований в России», опубликованного CAF Россия.
В докладе представлены результаты исследования частных пожертвований граждан в некоммерческие организации. Исследование проводилось совместно с компанией Synovate Comcon среди взрослого городского населения в 15 городах России (численность населения свыше 500 тыс. человек), исключая территорию Дальнего Востока.
В докладе подробно анализируются основные благотворительные привычки россиян – частота и размер пожертвований в НКО, способы совершения пожертвований, основные источники информации и предпочитаемые сферы помощи, а также барьеры и «драйверы» частной благотворительности. В отчете приводятся также соответствующие показатели в Великобритании, а также сформулированы основные рекомендации по дальнейшему развитию практики частных пожертвований в НКО.
Результаты исследования показали гораздо более высокую, чем принято считать, вовлеченность россиян в благотворительность. 41% населения передавали денежные пожертвования благотворительным организациям за последние 12 месяцев. Но эта деятельность пока нерегулярна. 28% жертвующих в НКО россиян делают это раз в квартал, 13% делают пожертвования ежемесячно, а 5% – несколько раз в месяц. Однако большинство доноров совершают пожертвования в НКО два раза в год и реже.
В странах с развитой культурой благотворительности, например, в Великобритании денежные пожертвования делают 57% жителей, в США — 66%.
Средняя сумма, пожертвованная за год россиянином, вовлеченным в благотворительность, составляет почти 5 тыс. рублей. Исследование позволяет предположить, что только городское население России в год жертвует в НКО около 160 млрд рублей. Наиболее активной социальной группой в сфере благотворительных пожертвований можно считать людей в возрасте от 35 до 44 лет. Женщины помогают НКО несколько активнее, чем мужчины. Почти половина (48%) россиян с высшим образованием пожертвовали в НКО за последний год; из респондентов со средним образованием – только 31%.


В то же время пожертвования совершаются в России в большинстве случаев нерегулярно и спонтанно. Около половины всех жертвователей делали это реже чем раз в полгода, для 82% жертвователей решение сделать пожертвование было сиюминутным. Лишь у малой доли людей это стало частью образа жизни и осознанным шагом, с расчетом на результат, отмечается в докладе.
Самыми распространенными способами совершения пожертвований являются СМС и ящики для пожертвований в общественных местах. Чаще всего респонденты выделяют суммы от 100 до 150 рублей.
Люди готовы давать деньги на помощь детям и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также взрослым, попавшим в трудную ситуацию.
Исследование показало, что люди испытывают много сомнений, принимая решение о совершении пожертвования. Наиболее важные из них связаны с недоверием к НКО и непониманием ценности их деятельности. У граждан превалирует стремление помогать напрямую, адресно, потому что для них это является хоть какой-то гарантией, что деньги будут потрачены с пользой.
При этом недоверие – не результат недостатка информации. Напротив, информации об НКО много, и люди получают ее из разных источников – телевидение, интернет, социальные сети, торговые точки, от друзей или коллег и т.д. Три из этих источников – близкие люди, телевидение и работа – пользуются наибольшим доверием, подчеркивают авторы доклада.
Результаты исследования показывают, что в целом наше общество осведомлено о существовании НКО. Согласно результатам исследования, 94% россиян получали какую-либо информацию об НКО за последний год. Исследователи констатируют: задача базового информирования об НКО решена. Теперь необходимо делать следующие шаги по формированию лояльности к конкретным организациям и углублению понимания гражданами ценности работы НКО.
Потенциальные жертвователи ждут информативной и практичной рекламы, разъясняющей суть деятельности организации: чем помочь, как и насколько просто это сделать. Важно демонстрировать конкретные результаты помощи конкретным людям, говорится в докладе.
Необходимо развивать сеть «послов» благотворительных организаций – людей, которые готовы не только лично поддерживать НКО деньгами и волонтерским трудом, но и активно рассказывать об их работе своим родственникам, знакомым и коллегам. Ценность такого личного обращения несопоставимо больше, чем информация в интернете или СМИ, обращают внимание авторы доклада.
Кроме того, осознать свою роль в продвижении культуры частных пожертвований могут работодатели. Они являются надежным источником информации об НКО и могут поддержать культуру регулярных пожертвований из зарплаты, отмечают авторы доклада.
Ознакомиться с текстом доклада можно здесь.
Юлия Вяткина, источник: asi.org.ru

Начнем будущее вместе: Всемирный фестиваль молодёжи 2024 открыт!
Открытие Года семьи в России
Завершился III Конгресс молодых ученых
На выставке-форуме «Россия» открылись павильоны «Дом молодёжи» и «Первые в России — стране возможностей»
Международная выставка-форум «Россия» открылась в Москве
Российское общество «Знание» запустило круглосуточную трансляцию Знание.ТВ
В Ульяновске завершился специальный открытый трек Премии «Студент года. Педагоги»
В Мордовии наградили лауреатов второй народной премии «Время героев»
Завершился Международный фестиваль университетского спорта
16 005 000 рублей на поддержку молодежных проектов
В Крыму открыли Академию творческих индустрий «Меганом»
В Перми стартовал XXXI всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»
300 дней до начала «Игр Будущего»
В СПбГУ состоялась презентация молодежного сообщества ВЫЗОВ
В Екатеринбурге открылся всероссийский фестиваль профориентации «Билет в будущее»
В России запустился проект «Менделеевская карта»
Президент России дал старт Году педагога и наставника
Марафон «Наука в лицах» 2023
Владимир Путин вручил премии молодым ученым
Встреча Президента с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций
В России учреждено детско-юношеское объединение «Сила – в знании!»
В России появится новое молодежное движение «Вызов»
Студенты встретились с Президентом России
Всероссийский просветительский марафон 2023
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника
Россия: XXI век. Потенциал молодых
18-23 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022
12-17 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022
Запущен сервис «Навигатор возможностей» для молодежи
В Москве открыли мемориальную доску Еланской и Коршунову
«Горе от ума. Открытая репетиция»: история человека инакомыслящего
Друг ушёл на СВО
Что проходит писатель на пути к успеху?
Бескультурье и культура Жени Алёхина
Время замирает – ты наслаждаешься
Захара Прилепина я всегда защищаю
Нищий омский писатель и журналист
Страсти по сельской жизни
Генератор социальной активности
Нет времени для хандры
День, когда Земля остановилась. Заметки о региональном литературном процессе









Петр Алешкин
Татьяна Жарикова
Лилия Варюхина
Рауль Мир-Хайдаров
Антон Гагарин
Владимир Путин
Тимур Боровков